Нарушение осанки у детей – это изменение естественного положения позвоночного столба, обусловленное структурной и функциональной перестройкой всей опорно-двигательной системы. Оно проявляется сутулостью, асимметрией спины, болями в области позвоночника и грудной клетки, быстрой утомляемостью и другими симптомами.
В детском возрасте осанка может ухудшаться вследствие разного рода деформаций позвоночно-двигательных сегментов в передне-заднем или боковом направлении. Наиболее часто это происходит у подростков, на долю которых приходится почти 70% всех случаев.
Согласно статистике, в раннем детстве осанка нарушается очень редко, чуть больше, чем у 2% малышей. Ребята дошкольного возраста страдают несколько чаще (16%), но уже к середине обучения в школе заболеваемость доходит до 33%.
Стоит отметить, что при своевременном выявлении и адекватном лечении исправление осанки вполне возможно.
Однако запущенные стадии бывают необратимыми и способны привести к ограничению подвижности верхней части тела, уменьшению амортизационной функции позвоночника, а также вызвать сбой в работе внутренних органов. Страдает в основном сердечно-сосудистая, дыхательная и центральная нервная система.
В дальнейшем плохая осанка школьника может обернуться развитием сколиоза, остеохондроза, межпозвоночных грыж и других патологий. Поэтому на первый план выходит профилактика нарушений осанки у детей.
Причины
Искривление осанки может быть врожденным и приобретенным.
Врожденные пороки возникают в период внутриутробного развития и связаны чаще всего с клиновидной деформацией отдельных позвонков, образованием дополнительных позвонков, нервно-мышечными расстройствами и дисплазией соединительных тканей. Нарушить осанку способны родовые травмы, в первую очередь, подвывих первого шейного позвонка или кривошея.
Приобретенные дефекты диагностируются почти в 95% случаев, преимущественно у худощавых детей и подростков. Самые распространенные причины, негативно влияющие на осанку – это низкая физическая активность, неправильно подобранная мебель для приготовления уроков, переноска тяжелой сумки в одной руке.
Отрицательное воздействие на будущую осанку оказывает частое ношение грудных младенцев в одной руке, преждевременные попытки посадить ребенка или поставить его на ноги, поддержка за одну и ту же руку во время прогулок.
В последние годы детей трех-четырех лет отдают в разные группы раннего развития. При обучении упор делается на интеллектуальные задачи в ущерб физическим упражнениям, и ребенок проводит слишком много времени сидя.
Очень часто родители замечают, что ребенок сутулится, в 7 лет или ближе к 8. В этом периоде активного роста он привыкает к учебным нагрузкам и не всегда успешно с ними справляется.
Следующий «рывок», когда кости и мышцы быстро увеличиваются в размерах, наступает примерно в 10 лет и длится год или два.
Проблемы с осанкой объясняются тем, что механизм поддержания правильной позы еще не сформировался до конца.
Неправильно обустроенное рабочее место школьника – одна из самых значимых причин нарушения осанки
Другие возможные причины нарушения осанки:
- рахит, перенесенный в детстве;
- туберкулез;
- полиомиелит;
- переломы позвонков;
- плоскостопие;
- остеохондропатии.
Косвенной виной изменения положения позвоночника может быть плохое зрение, косоглазие и тугоухость. Чтобы лучше видеть или слышать, ребенок инстинктивно принимает не физиологичную позу. Отрицательное влияние на осанку оказывает также недостаток или избыток веса, слабый мышечный корсет, дефицит витаминов и минералов.
Виды
Искривление осанки возможно в двух плоскостях: сагиттальной и фронтальной.
Кривизна во фронтальной плоскости является сколиотической, то есть туловище отклоняется в одну из сторон, что проявляется асимметричным наклоном спины.
Сколиотическая осанка – это еще не сколиоз, так как спина выравнивается в положении лежа, и отсутствует торсия (разворот) позвонков: при сколиозе позвонки разворачиваются вокруг своей оси.
Список деформаций в сагиттальной плоскости намного шире и включает несколько разновидностей:
Детский реклинатор корректор осанки
- плоскую спину;
- усиление поясничного лордоза, когда позвоночник в районе поясницы «уходит» вперед, к животу;
- увеличение шейного лордоза, при котором позвоночник сильно прогибается в области шеи;
- кифозирование в грудном отделе – отклонение грудных позвонков назад, что создает вид округленной спины;
- круглую спину, сочетающую увеличенный грудной кифоз со сглаженным поясничным лордозом;
- усиление всех естественных изгибов позвоночника – кифолордотическую осанку, или кругловогнутую спину.
Каждая из разновидностей может отличаться по степени тяжести. 1-я степень самая легкая и характеризуется незначительными изменениями осанки. Она корректируется волевым усилием самого ребенка, если он будет внимательно следить за положением тела и больше двигаться.
При второй степени искривление более заметно, но может устраниться путем разгрузки позвоночника в положении лежа или с помощью тракционного вытяжения. Тракции осуществляются под действием собственного веса – ребенка подвешивают на специальном оборудовании за подмышки, благодаря чему увеличивается расстояние между позвонками, и спина выравнивается.
Третья степень более тяжелая и не всегда корректируется консервативными методами. В отдельных случаях необходимо оперативное вмешательство. 4-я степень нарушения осанки встречается достаточно редко и исправляется только оперативно. Чаще всего ребенок остается инвалидом.
Для назначения лечения очень важно определить тип нарушения осанки
У детей в 4 года, 5 или 6 лет наиболее часто регистрируются начальные стадии искривления. Более взрослые ребята, которым исполнилось семь – десять лет, страдают нарушением осанки 2-3 степени тяжести. Врачи считают, что это связано с отсутствием своевременной диагностики, из-за чего кривизна обнаруживается только на выраженной стадии.
Факторы, влияющие на осанку
Формирование осанки начинается в раннем возрасте, практически сразу после рождения ребенка. Чтобы избежать проблем в будущем, необходимо соблюдать несколько правил и внимательно следить за развитием малыша.
Во-первых, не следует класть или сажать ребенка на мягкие подушки или перины, которые проваливаются. Постель и матрац должны быть достаточно жесткими и упругими. Спать на ровной поверхности полезно и комфортно в любом возрасте, и малыш быстро к этому привыкнет.
Примерно с трехнедельного возраста ребенка разрешается переворачивать на живот, но начинать нужно постепенно, и не терять при этом бдительности. Рекомендуется чередовать положение тела и укладывать младенца то на живот, то на спину. Если приходится часто носить ребенка на руках, то нужно периодически перекладывать его с одной руки на другую.
Ставить на ноги и стимулировать малыша ходить слишком рано нельзя, так как позвоночник и мышцы еще недостаточно окрепли, и кости легко травмируются. Когда придет время, ребенок сам будет пытаться встать и пойдет.
ЗАПОМНИТЕ! С ранних лет следует приучать детей сидеть правильно и держать осанку. Организм запомнит нормальное положение тела на рефлекторном уровне.
На прогулках не стоит подолгу водить ребенка за руку, поскольку из-за большой разницы в росте ему придется постоянно наклоняться вбок и тянуть конечность вверх. Сегодня в продаже есть специальные прогулочные шлейки, которые помогают контролировать передвижение маленьких детей.
К какому врачу идти
Иногда родители не знают, что делать при ухудшении осанки, и пытаются исправить ее своими силами. Многие думают, что сидеть и стоять с прямой спиной можно лишь усилием воли, но это далеко не всегда так. В большинстве случаев необходим целый комплекс мер, которые будут способствовать постепенному восстановлению физиологического положения тела.
Для постановки точного диагноза следует обратиться к хирургу или ортопеду. В некоторых медучреждениях есть вертебрологи – специалисты по болезням позвоночника. Любой из этих врачей может провести клиническое и рентгенологическое обследование.
Физикальный осмотр осуществляется в положении ребенка стоя, осанку оценивают с разных сторон: спереди, сзади и сбоку. Основными диагностическими критериями служат:
- лопатки, которые выступают или располагаются на разном уровне относительно позвоночника;
- визуальное отклонение отростков позвоночника от середины спины;
- асимметрия ягодичных складок;
- разноуровневое расположение коленей;
- чрезмерно впалая или выступающая вперед грудная клетка;
- отсутствие симметрии реберных дуг;
- приведенные вперед и опущенные плечи.
Для максимальной точности измеряют расстояние от седьмого шейного позвонка до нижних углов лопаток, отрезок между самими лопатками, длину ног. При необходимости рассчитывается плечевой индекс.
Чтобы определить функциональное состояние позвоночных изгибов и наличие разворота (торсии) позвонков, проводят тест Адамса. Он необходим при подозрении на сколиоз: искривление позвоночника визуально становится заметным при наклоне туловища вперед.
Во избежание субъективных ошибок, которые не исключаются в ходе физикального осмотра, диагноз подтверждается инструментальными методами, и назначается рентген, компьютерная или магнитно-резонансная томография.
Лечение
Чтобы исправить осанку у ребенка, необходим комплексный подход, все мероприятия направлены на формирование крепкого мышечного каркаса и выработку правильного двигательного стереотипа.
Коррекционная терапия включает несколько методик, позволяющих исправить сутулость, снять напряженность и спазмы мышц.
Тренировка мышечного аппарата способствует перестройке организма и обеспечивает надежную поддержку позвоночника, за счет чего нагрузка распределяется равномерно, и спина выпрямляется.
Терапевтическая тактика разрабатывается врачом в зависимости от типа и степени нарушения осанки. Небольшие отклонения не требуют приема лекарств или оперативного вмешательства, однако потрудиться все же придется. Занятия физкультурой, постоянный контроль правильной позы и другие методы помогут вернуть позвоночнику естественное положение.
Основными способами коррекции нарушений осанки являются лечебные упражнения, массаж, физиопроцедуры и ношение ортопедических корсетов. Они особенно эффективны, если используются все вместе.
ЛФК
Лечебной гимнастикой дети занимаются в специализированных кабинетах, оснащенных необходимым оборудованием. Целью занятий является развитие определенных мышечных групп, которые в привычных обстоятельствах не работают или задействуются по минимуму. Внимание уделяется также и укреплению мышц в целом.
Комплекс для каждого маленького пациента подбирается индивидуально, с учетом произошедших в позвоночнике изменений. При легком нарушении осанки достаточно одного-двух занятий с инструктором, после чего упражнения можно выполнять дома.
ЛФК проводится курсами, между которыми обязательно делается перерыв. Во время перерыва родители вместе с ребенком посещают врача для оценки эффективности лечения. Сложные формы искривлений требуют ежедневных тренировок в условиях поликлиники и под контролем специалиста.
В лечебный комплекс входят упражнения, большинство из которых направлено на развитие мышц плечевого пояса и спины. Они выполняются в положении стоя, сидя и лежа. Очень эффективны различные наклоны и повороты туловища с гимнастической палкой или мячом в руках.
В положении сидя упражнения делаются на стуле с жесткой и ровной спинкой. Они включают подъем и разведение рук в стороны без снарядов или так же, как в положении стоя, с палкой или мячом.
Лежать спиной на фитболе очень полезно, так как в этом положении хорошо растягивается позвоночник и мышцы спины
В положении лежа выполняются упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, спины, плеч и рук. Может использоваться гимнастическая палка и другие спортивные снаряды-утяжелители.
Дополнительно ребенку могут быть рекомендованы и другие упражнения – в частности, вис на турнике или перекладине, подъем ног под прямым углом на шведской стенке. Детям всех возрастов, включая дошкольников и подростков, очень полезны занятия с фитболом – гимнастическим мячом.
Всем известна польза плавания при проблемах с опорно-двигательным аппаратом. Поэтому не лишним будет записать ребенка в секцию плавания или посещать бассейн в частном порядке. В некоторых клиниках есть специальные группы, где практикуют занятия аквааэробикой для коррекции различных нарушений.
СПРАВКА: результаты своего труда можно увидеть только через несколько месяцев регулярных тренировок, но эффект будет достаточно устойчивый.
Интенсивность домашних тренировок следует наращивать постепенно. Сначала на каждое упражнение отводится не больше 2-3 минут, в дальнейшем это время доводится до 10 минут. Так нагрузка будет дозированной и мягкой, что позволит достичь более стойкого эффекта.
Важно помнить и о запретах: при нарушении осанки нельзя прыгать, скакать на батуте, нырять с вышки в бассейн или открытый водоем головой вперед. Нужно избегать потенциально травматичных видов спорта, в которых часто случаются падения – регби, хоккея, борьбы. Подобные занятия способны спровоцировать микропереломы позвонков на ослабленных участках позвоночника.
Массаж и физиотерапия
При небольших изменениях осанки назначается обычный классический массаж, основными приемами которого являются разминание и растирание мягких тканей спины. В более сложных случаях рекомендуется делать ортопедический или мануальный массаж. Стандартный курс включает 10 процедур, проводимых каждый день, затем – перерыв не менее трех недель.
Физиопроцедуры осуществляются 1-2 раза в год. Наиболее эффективны электрофорез, ультрафиолетовое облучение (УФО), индуктотермия, электростимуляция мышц, магнитотерапия, грязе- и водолечение.
Ортопедические корсеты
Детские корсеты, или реклинаторы – это эластичные изделия-лямки, которые надеваются на плечи и сходятся в межлопаточной области. Они предотвращают сгибание и округление спины, благодаря чему ребенок все время держит спину прямо. В последние годы появились корсеты, подающие звуковой сигнал при попытках сгорбиться.
Детские реклинаторы помогают поддерживать спину в правильном положении
Реклинаторы с мягкими и эластичными петлями подойдут при небольшом искривлении. На 2-3 стадии показаны жесткие и полужесткие корсеты, которые продаются в ортопедических салонах.
Прогноз
Скорректировать осанку и полностью исправить ее в детском и подростковом возрасте удается почти в 98% случаев. Оставшиеся 2% требуют особого подхода к лечению и носят стойкий, иногда необратимый, характер.
В среднем лечение занимает около года, в зависимости от степени нарушения корректировка может длиться от 6 месяцев до двух лет. Одно можно сказать точно: чем раньше выявить проблему, тем быстрее и проще от нее избавиться.
Источник: https://sustavik.com/raznoe/narushenie-osanki-detey
Нарушение осанки у детей: причины, симптомы и методы лечения
От состояния нашего позвоночного столба зависит функционирование всего организма. Многие проблемы формируются еще в детстве. Нарушение осанки у детей дошкольного возраста чревато негативными последствиями, которые затронут все внутренние системы.
Свернуть
Нарушение осанки у школьников — это патологические отклонения в костной и мышечной тканях, провоцирующие изменения естественного изгиба позвоночника. Подобные отклонения на первых этапах развития проявляются сутулостью, ассиметричным расположением плеч и лопаток, а с усугублением ситуации сбои касаются и органов.
Своевременная коррекция вернет здоровье позвоночному столбу.
Причины
Причины нарушения осанки у детей разделяются на врожденные и приобретенные. Первый тип отклонений формируются по нескольким причинам:
- травмирование во время родовой деятельности.
- Отклонения в формировании скелета у плода.
- Патология развития соединительной ткани.
- Погрешности в питании будущей мамы, особенно, в первые два месяца беременности, когда идет закладка всех систем органов.
Врожденные нарушения скелета сложно поддаются коррекции, терапия редко заканчивается успешно.
В первый год жизни приобрести проблемы с позвоночником можно по следующим причинам:
- Если родители носят новорожденного на одной руке.
- Желание поставить малыша на ножки или посадить раньше времени.
- Погрешности в питании, когда в рационе не хватает минералов и важных витаминов.
Провоцируют развитие болезни у детей после 7 лет:
- Главной причиной нарушения осанки у школьников является частое и продолжительное нахождение в неестественной позе.
- Подбор школьной мебели, когда рост ребенка не берется во внимание.
- При ношении портфеля только в одной руке.
- Лишний вес.
- Бедный рацион.
- Провокаторами могут стать некоторые заболевания: рахит, остеомиелит.
- Травмы позвоночника.
- Проблемы со зрением. Это заставляет ребенка менять свою позу, чтобы лучше рассмотреть запись на доске или в учебнике.
- Неправильные режим чередования физической активности и отдыха.
- Сниженная физическая активность. Поступление в школу заставляет малыша много времени проводить за учебниками, что негативно сказывается на его активности.
- Чрезмерное увлечение телефонами, планшетами, компьютерами.
Нарушение осанки у подростков часто связано с активным ростом мышечной ткани и отставанием в развитии костных структур.
В детском возрасте на плечи родителей ложиться большая ответственность за здоровье ребенка. Это их задача следить, чтобы выполнялась утренняя зарядка, во время подготовки домашних заданий ребенок правильно сидел за столом, а свободное время проводил на свежем воздухе, а не у телевизора.
Виды
Медики выделяют несколько видов нарушения осанки:
- Сутулость. Она провоцирует углубление изгиба в области груди. Распознать проблему можно по согнутой голове и торчащим лопаткам.
- Круглая спина. Такой диагноз часто ставится подросткам. Грудной изгиб увеличивается, а лордоз в отделе поясницы сглаживается.
- Плоская спина. Происходит выравнивание естественных изгибов ствола позвоночника.
- Сколиотическая осанка проявляется ассиметрией тела.
- Кругло-вогнутая спина — происходит увеличение естественных изгибов.
В отличие от сколиоза признаки сколиотической осанки исчезают, если ребенок лежит, что подтверждает функциональность происхождения патологии.
Степень отклонения может отличаться, поэтому выделяют:
- Первая степень характеризуется слегка заметными отклонениями от нормы. Легко поддаются коррекции, если ребенок начинает контролировать положение своего тела.
- Вторая степень имеет более устойчивые отклонения, но они затрагивают только мышечный корсет, поэтому гимнастика при нарушении осанки у детей сможет подкорректировать положение.
- Когда заболевание доходит до третьей степени, то затрагивается скелет, поэтому коррекция осуществляется с большими усилиями и не всегда дает 100% положительный результат.
Лечение
Лечение нарушений осанки у детей школьного и дошкольного возраста предполагает комплексный подход.
Исправить нарушения можно, используя следующие методы:
- Лечебная гимнастика.
- Посещение массажного кабинета.
- Физиопроцедуры.
- Ношение корректора осанки и корсета.
Упражнения
Комплекс упражнений гимнастики и ЛФК для детей с нарушением осанки разрабатывается специалистами и преследует следующие цели:
- Скорректировать патологический изгиб.
- Укрепить мышечный корсет.
- Приучить ребенка поддерживать правильную позу.
Но не всем детям разрешено заниматься лечебной физкультурой, есть некоторые противопоказания:
- Наличие мышечных зажимов из-за искривлений позвоночника.
- Низкая болевая чувствительность.
- Компрессионный синдром.
При наличии запретов к выполнению зарядки можно проводить гидропроцедуры и массаж.
Комплекс упражнений подбирается с учетом возраста ребенка. Для дошкольников подойдет следующий:
- Ходить по комнате, поднимая колени. Руки расположить на талии.
- Стать прямо, в руках гимнастическая палка. Поднимать руки вверх, прогибая поясницу.
- Из положения лежа поднимать поочередно ноги.
- Лечь на живот, приподнимать плечи и ноги. В верхнем положении зафиксировать тело и вернуться обратно.
- Стать на колени, стопы вместе, а руки опущены вниз. Поочередно приподнимать ногу в бок и вверх.
Для школьников подойдет следующий комплекс:
- Стать прямо, в руки взять мяч. Поднимать его вверх и следить за ним взглядом. Затем опустить к груди, а потом вниз. Повторить 5-7 раз.
- Исходное положение такое же. Руки с мячом поднять вверх, прогнуть поясницу и кинуть мяч за спину. Повторить 5-6 раз.
- Упражнение «ножницы».
- Из положения лежа на спине, приподнимать верхнюю часть тела, разводя локти в сторону. Зафиксировать тело на 3-5 секунд.
- Упражнение «велосипед».
Если комплекс упражнений подобран правильно и выполняется регулярно, то положительные результаты станут заметны через пару недель.
Массаж
Детский массаж при нарушении осанки дает следующий эффект:
- Улучшает метаболические процессы.
- Ускоряет кровообращение.
- Устраняет боль.
- Снимает мышечный спазм.
- Обеспечивает пассивное корректирование позвоночного столба.
- Укрепляет мышечный аппарат.
- Повышает физическую работоспособность.
При нарушенной осанке может использоваться массаж нескольких видов:
- Общий. Проводится два раза в неделю, длительность процедуры 30-40 минут.
- Локальный. Воздействует на мышцы, которые испытывали нагрузку во время ЛФК. Такой вид массажа проводится каждый день после выполнения комплекса зарядки. Длится 15-20 минут.
- Предварительный массаж. Проводится перед ЛФК, с целью подготовки мышечного и связочного аппарата. Занимает 5-7 минут.
Техника выполнения массажа следующая:
- Начинается процедура с поглаживания по специальным массажным линиям.
- На следующем этапе проводят растирание. Этот прием снимает зажимы с мышц.
- Пунктирование области спины пальцами рук, начинать необходимо с поясничной зоны и заканчивать шейным отделом.
- Растирание межреберных участков устраняет воспалительные процессы, снимает компрессию нервных окончаний.
- Далее следует разминание пальцами рук.
- Вибрация.
- Массаж заканчивается поглаживанием.
Регулярные процедуры совместно с ЛФК устранят дефекты позвоночника.
Корсеты
Корсеты и корректоры осанки выполняют следующие функции:
- Разгружают позвоночник, перераспределяя нагрузку.
- Помогают сформировать правильную осанку.
- Ношение уменьшает болевой синдром.
Выбирать корсет лучше по совету специалиста. Существует несколько видов корсетов:
- Эластичный. Чаще всего используется для снятия нагрузки на позвоночник. Используется при незначительных нарушениях осанки.
- Жесткий корсет. Рекомендуется для ношения при нарушениях 2 и более степени. Имеются вшитые пластины, поддерживающие позвоночник в естественном положении и распределяют боковые нагрузки.
- Поясничный корсет изготавливается всегда под индивидуальные размеры.
Привыкание ребенка к корсету происходит постепенно, начинать надо с 1-2 часов, постепенно увеличивая временной промежуток.
Ношение корректоров – это отличная профилактика нарушений осанки у детей школьного возраста.
Физиопроцедуры
Физиотерапевтические процедуры – это часть лечения нарушенной осанки. Они позволяют:
- Ускорить метаболические процессы в тканях.
- Улучшить кровообращение.
- Снять мышечный спазм.
- Повысить тонус отстающих мышечных волокон.
Из процедур чаще всего детям назначают:
- Электрофорез.
- Теплолечение.
- Лечение ультразвуком.
- Магнитотерапия.
- Душ-массаж.
- Импульсное лечение.
Физиотерапевтические процедуры назначаются курсами по 10-15, с повторением через 3-4 месяца.
Другие способы
Среди других методов терапии нарушенной осанки можно назвать оперативное вмешательство, но оно осуществляется редко и только в том случае, если:
- Другие способы лечения не дали результата.
- Имеются сложные искривления.
- Сутулость ярко выражена.
- Заметны ухудшения в работе внутренних органов.
Занятия спортом – это профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста и возможность исправить патологию.
Среди видов спорта, которые больше всего для этого подходят можно назвать такие:
- Гимнастика.
- Плавание.
- Конный спорт.
- Танцы.
- Йога.
Чего нельзя делать детям?
Если у ребенка нарушенная осанка, то родители должны постоянно контролировать положение его тела во время выполнения уроков за столом, просмотра телевизора. При наличии такой проблемы нельзя:
- Заниматься тяжелыми видами спорта.
- Прыгать на батуте.
- Переохлаждаться.
- Носить неудобную обувь.
Чем опасно?
Если не заниматься лечением, то нарушенная осанка приведет к развитию таких осложнений:
- Нарушение работы внутренних органов.
- Микротравмы позвоночного столба.
- Появление одышки.
- Из-за нарушенного кровотока головная боль, снижается концентрация внимания и память.
- Сколиоз.
О профилактике
Если соблюдать некоторые профилактические меры, то можно не допустить искривления позвоночника.
Дошкольников
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста заключается в следующем:
- Грудных малышей не рекомендуется усаживать в мягкие подушки.
- В кроватке должен лежать жесткий матрас.
- До годовалого возраста спать ребенок должен без подушки, под головку можно подложить сложенную пеленку.
- Не носить все время младенца на одной руке.
- Не сажать ребенка раньше времени.
- Не рекомендуется злоупотреблять ходунками.
- Во время прогулки не надо держать малыша за одну руку.
- После трех лет надо учить ребенка правильно сидеть за столом.
- Полезны игры при нарушении осанки на фитболе, а занятия с младенцами на мяче позволят избежать патологии.
- Покупать ребенку ортопедическую обувь.
Обязательно должна вестись профилактика нарушения осанки в дошкольном учреждении. Она подразумевает посещение бассейна, лечебную гимнастику, подвижные игры.
В комплекс можно включать упражнения для профилактики нарушения осанки у дошкольников:
- Ходьба.
- Передвижение на носочках, руки на талии.
- Приседания.
- Стать прямо, в руках гантельки, которые надо поднимать до уровня груди.
- Лечь на спину и поднимать ноги по очереди.
- Положение, лежа на полу. Поднимать голову и плечи и возвращаться в исходное положение.
К методам профилактики можно отнести и массаж, который рекомендуется делать дошкольникам. Процедура укрепит мышцы, улучшит кровообращение.
Школьников
Родители должны понимать, что с началом школьной жизни повышается риск нарушения осанки. Дети много времени проводят за столом, чаще всего в сгорбленном состоянии, физическая активность снижается.
Родителям можно дать следующие рекомендации:
- Пересмотреть рацион ребенка и включать в него больше свежих овощей и фруктов.
- Поощрять активный образ жизни.
- Для подготовки домашних занятий приобрести мебель, учитывая рост ребенка.
- Постельные принадлежности ортопедические.
- Для посещения школы лучше приобретать ранец, чтобы нагрузка равномерно распределялась.
- Следить за положением тела во время сидения за столом.
- Избегать сильных физических нагрузок.
- Следить за чередованием отдыха и активного времяпровождения.
Из профилактических упражнений можно привести следующие:
- Попросить ребенка стать возле стены, касаясь ягодицами, пятками и затылком. Это физиологическое положение, которое он должен запомнить.
- Полезно периодически ходить по комнате, положив на голову книгу.
- Наклоны туловища вправо и влево в положении стоя.
- Лечь на пол, руки под головой, ноги согнуть. Приподнимать верхнюю часть тела, стараясь локтями коснуться коленей.
Для профилактики важно приучить ребенка к ежедневной утренней зарядке. Хорошо, если родители будут подавать пример и выполнять ее вместе с ребенком.
Эта памятка поможет родителям в соблюдении рекомендаций по профилактике искривления осанки:
СКАЧАТЬ ПАМЯТКУ
Вывод
Нарушение осанки легче предупредить, но при обнаружении такой проблемы у ребенка своевременное обращение к врачу и выполнение всех рекомендаций позволит быстро исправить патологию.
Источник: https://columna-vertebralis.ru/narusheniya-osanki/narushenie-osanki-u-detey.html
Нарушения осанки у детей
Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.
Нарушения осанки у детей — различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников.
При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.
Нарушения осанки у детей
Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер.
Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.
Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение.
Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.
Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.
Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.
В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.
Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:
- сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
- увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
- увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
- увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
- увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).
Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.
Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.
II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины.
При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.
Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены.
У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища.
Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях.
У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.
При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.
Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения.
Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ.
Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.
Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры.
Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения.
Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.
Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.
Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади.
Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).
Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.
Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.
Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.
Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии.
У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах.
Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.
При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.
В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.
Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др.
Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж.
Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.
Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/incorrect-posture
Нарушение осанки у детей школьного и дошкольного возраста: лечение с помощью лечебной гимнастики
Обновлено: 10 апреля 2019 г.
Причины нарушения осанки в школьном и дошкольном возрасте, показания к физической терапии. Упражнения для дошкольников и учащихся младших классов. Профилактические приёмы.
Неправильная осанка у детей дошкольного возраста вызывает напряжение в теле и позвоночнике. Из-за этого у ребёнка появляется привычка сутулиться, которая влияет на его рост, развитие и будущие постуральные рефлексы (совокупность реакций, обеспечивающих сохранение определённого положения тела или его части в пространстве).
Поэтому взрослым следует уделять много внимания осанке своего чада и прививать ему любовь к занятиям физкультурой. Только активный образ жизни поможет сохранить здоровье и избежать различных болезней.
Причины нарушения осанки
Родители всегда озабочены здоровьем своих детей. В последнее время много внимания уделяется состоянию осанки дошкольников и учащихся младших классов. Положение позвоночника формируется у человека с детского возраста, но быстрый рост скелета приходится на периоды 6—7 и 11—12 лет. Причины искривления осанки:
- Гиподинамия. Малоподвижный образ жизни, характерный для современных детей, приводит к дефициту активных действий. Из-за учёбы в школе, игр за компьютером, просмотров телевизора и отсутствия физических нагрузок ослабляется мышечный корсет, поддерживающий позвоночный столб.
- Частые нагрузки. Если долго выполнять физические упражнения с ошибками или читать лёжа, позвоночник постепенно будет деформироваться.
- Плохо организованное место для учёбы. Чтобы ребёнок всегда держал спину ровно, необходимо подобрать оптимальную для него высоту стула, хорошее освещение и достаточного размера рабочий стол. Для компьютерных игр и увлечений следует отвести другое место.
Проблемы с ЖКТ, неправильное питание или врождённые заболевания тоже могут привести к нарушению осанки у детей школьного возраста.
Лечение проблем позвоночника возможно несколькими способами. Например, детям с неправильной осанкой врач часто назначает специальный корсет для коррекции осанки, который поддерживает спину в нужном положении и не даёт ей сильно сгибаться. Он помогает ребёнку сидеть и стоять прямо. Медицинские корсеты для позвоночника рекомендуется приобретать в ортопедических салонах.
Расслабить мышцы, вывести из них токсины и улучшить кровообращение получится с помощью мануальной терапии. Спортивные нагрузки должны быть умеренными. Ребёнку с кривым позвоночником следует заниматься плаванием, йогой или гимнастикой. По утрам надо делать зарядку.
Лечебная физическая культура представляет собой комплекс специальных упражнений, проводимых с инструктором или родителями. Можно записать ребёнка в группу по ЛФК. Неправильную осанку получится скорректировать даже дома. Операцию на позвоночнике делают только в крайних случаях.
Показания к проведению занятий ЛФК
Гимнастику при нарушении осанки у детей выписывают при любом типе проблемы. Лечебная физкультура поможет укрепить стабилизирующие мышцы туловища без вреда детскому здоровью. Виды искривления осанки различаются по причинам развития и характеру проявления:
- Плоская спина. Характеризуется плоской грудной клеткой и выпяченными в разные стороны лопатками. Позвоночник недостаточно упругий и продолжает легко искривляться.
- Круглая спина. Усиленный физиологический кифоз и выраженный лордоз делают позвоночник излишне подвижным.
- Сутулая спина. Слабовыраженные прогибы с преобладанием кифоза формируют сколиотическую осанку, при которой одна лопатка выше другой. Такая патология встречается у людей любой возрастной категории.
При нарушенной осанке могут опускаться внутренние органы, при этом они перестают нормально функционировать. Также снижается объём лёгких, из-за чего возникает одышка и усталость.
Лишняя нагрузка на мышцы и суставы отзывается болями в спине. Ребёнку становится сложно запоминать информацию, поскольку кровь недостаточно насыщена кислородом.
Нарушенная осанка может сопровождаться головными болями, низкой самооценкой и отвержением своего физического «Я».
Обычно лечебную гимнастику для правильной осанки детям назначают вместо обычной физкультуры. Противопоказаний для неё нет, но врачи рекомендуют воздержаться от неё при наличии острых воспалительных заболеваний, вирусов и инфекций. Только после избавления от этих проблем можно приступить к лёгким упражнениям и постепенно переходить к более сложным.
Правила занятий и подготовка к ним
Когда специалист определит у ребёнка тип нарушения позвоночника и исключит противопоказания, он назначает ему комплекс упражнений, которые скорректируют и устранят дефекты. Перед занятиями необходимо убедиться, что ребёнок чувствует себя хорошо и ни о чём не беспокоится.
Хорошо поесть надо минимум за 2 часа до начала упражнений. ЛФК следует проводить в просторном помещении при комфортной температуре и хорошей вентиляции. Любой комплекс лечебной физкультуры состоит из разминки, основных упражнений, растяжки и расслабления.
Существуют правила, в соответствии с которыми следует организовывать занятия:
- ЛФК надо проводить не меньше трёх раз в неделю. Урок должен длиться не больше получаса для малышей до 7 лет, а для подростков — 40—60 минут.
- Детей также надо научить правильной технике дыхания.
- Движения надо совершать осторожно и плавно, постепенно усложняя их от урока к уроку.
- Ребёнок должен сообщать взрослым о любых болях и дискомфорте, возникающих во время проведения ЛФК.
- Упражняться следует только утром или днём.
Занятия должны быть системными и регулярными. Пропуски без серьёзной причины снизят положительное влияние физической терапии на организм детей.
Упражнения для дошкольников
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста часто проводится в форме игры. Малыши редко понимают, зачем им надо делать те или иные действия, когда им хочется побегать и попрыгать, поэтому занятия для них нужно сделать увлекательными, чтобы привлечь их внимание.
Упражнения для детей 6—7 лет:
- Начинают физическую терапию с ходьбы. Дети ходят по кругу, а взрослые следят за их осанкой. Малыши продолжают упражнение, но уже на носочках и с руками на поясе. Чтобы разогреть мышцы, ходьбу совершают с высоко поднятыми коленями. Каждую часть упражнения проводят в течение 15—20 секунд.
- Второе задание начинают с исходного положения ноги на ширине плеч. На вдохе медленно поднимают руки. Инструктору надо смотреть, чтобы малыши не прогибались в пояснице. На выдохе руки опускают. Выполняют упражнение 6 раз.
- Затем дети ложатся на спину. Руки вытягивают вдоль тела. Сначала поднимают правую руку и подтягивают к животу левую ногу. То же самое повторяют с другими рукой и ногой. Действия повторяют 6—8 раз.
- Следующее задание тоже выполняют лёжа. На выдохе поднимают ногу, чтобы она оказалась расположена перпендикулярно по отношению к телу, удерживают её пару секунд и опускают. Движение повторяют с каждой конечностью 3—4 раза. Ноги не должны сгибаться в коленях.
- Малыши переворачиваются на живот, приподнимают плечи и имитируют удары руками. Проделать задание надо 3—4 раза.
- Упражнения продолжают в том же исходном положении. Лёжа на животе, медленно поднимают верхнюю и нижнюю части тела. Немного прогнувшись, фиксируют положение на несколько секунд и расслабляются, вернувшись в изначальное положение. Повторяют упражнение 5—6 раз.
- Потом малыши встают на колени и опускают руки. Руки разводят в стороны, одну ногу выпрямляют и отводят вбок. Затем необходимо вернуться в исходное положение и повторить технику с другой ногой. Нужно сделать 6—8 подходов.
Когда занятия проводят в группе, инструктору необходимо уделять внимание каждому малышу. Если кто-то устаёт, тогда нужно сделать отдых на 1—2 минуты. Лечебную физкультуру рекомендуется проводить под музыку, чтобы деткам было весело и интересно.
На видео ниже показан хороший комплекс упражнений для детей 6-7 лет:
Лечебная физкультура для школьников
Гимнастика для осанки с детьми школьного возраста может проводиться в учебном заведении. Тех, кто освобождён от уроков физкультуры, записывают на ЛФК. Нарушения позвоночника часто выявляются во время медосмотра в школе.
Упражнения можно делать в домашних условиях, но под присмотром родителя, который будет следить за осанкой и правильным выполнением действий. Школьники могут сами принять и сохранить контрольную позу, оперевшись на стену спиной. Плечи поднимать нельзя. Затем можно заняться ходьбой, а после разминки начать упражнения с мячом или гимнастической палкой.
Программа упражнений для школьников:
- Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Ребёнок поднимает мяч или палку, глядя на снаряд. Затем прикладывает его к груди и возвращается в изначальное положение. Задание повторяется 4—5 раз.
- Необходимо поместить мяч в одну руку, завести его за спину, переложить в другую руку и вернуться в исходное положение. Упражнение делают 5—6 раз.
- Палку или мяч поднимают двумя руками над головой. Соединяют лопатки, разводя локти в стороны. Затем делают наклоны влево и вправо 6—8 раз.
- Ребёнок ложится на спину, поднимает ноги, разводит в стороны и перекрещивает. Движения нужно выполнить 6—8 раз. При скрещивании ноги меняют.
- Известное многим упражнение «Велосипед» исполняют для тренировки брюшной стенки. Ноги поднимают, сгибают в коленях и имитируют движения велосипедиста в течение 30 секунд.
Эти задания направлены на развитие спинных мышц. В комплекс можно включить приседания с вытягиванием рук вперёд (на одном занятии их повторяют 15—20 раз). Действия совершают со снарядом или без. Если используется гимнастическая палка, её держат впереди или заводят за спину на уровне плеч.
На видео ниже показан ещё один комплекс упражнений для исправления осанки у детей:
Комплекс простых и доступных упражнений
Комплекс рекомендован не только малышам, но и подросткам. Приёмы уже давно используются в лечебной гимнастике при разных типах искривления позвоночника.
Каждое упражнение совершают по 5—6 раз за одну тренировку. Примеры заданий:
- «Замок». Упражнение выполняют стоя. Одну руку забрасывают сверху за спину, сцепляют с другой и оставляют так на 10 секунд. Затем руки меняют.
- «Кошечка». Дети встают на колени, опираются на ладони, прогибают спину, а затем выгибают её дугой.
- «Каталка». Необходимо лечь на живот и поочерёдно поднимать вытянутые руки и грудь, а затем таз с ногами.
- «Шарик в животе». Дети должны представить, что внутри них находится воздушный шарик, который при вдохе надо надуть, а при выдохе — сдуть.
- «Опора». Ребята встают у стенки, прижимаясь к ней спиной. Руки располагают вдоль туловища. Затем медленно приседают и встают, сохраняя положение.
- «Руки-верёвки». В положении стоя делают наклоны верхней частью туловища вперёд, чтобы она была параллельна полу. Руками болтают свободно, как верёвками.
Следующее упражнение сначала вызывает проблемы в исполнении. На голову надо положить книгу и ходить с ней, пытаясь удержать. Таким образом формируется ровная и привлекательная осанка. Также тренируются шейные мышцы.
Профилактические упражнения
Формировать осанку ребёнку нужно с ранних лет. Младенцам делают массаж, укрепляющий мышцы спины. Также им рекомендуется плавание уже в первые месяцы жизни. Родители смотрят за осанкой малыша в период сна, кормления и игр.
Упражнения для устранения проблем позвоночника советуют выполнять в целях профилактики, чтобы не заработать сколиоз. Их можно делать дома:
- Гимнастическую палку берут так, чтобы она оказалась спереди и снизу. Руки поднимают, отводя одну ногу назад, при этом прогибаясь в пояснице. То же повторяют с другой ногой. Задание повторяют 6—8 раз.
- Руки с палкой заводят назад, ноги вместе. Ребёнок поднимается на носочки, а руки отводит максимально назад. Локти не должны сгибаться. Вперёд наклоняться нельзя. Упражнение делают 5—6 раз.
- Палка снова впереди. Руки поднимают, затем опускают к груди и возвращаются в исходное положение. Приём повторяют 3—4 раза.
Завершить лечебную физкультуру можно ходьбой в течение 30—40 секунд. Даже если у ребёнка нет дефектов позвоночника, ему всё равно необходимо вести активный образ жизни. Отлично формируют осанку боевые искусства и верховая езда. Чтобы дети в старшем возрасте самостоятельно занимались ЛФК, необходимо привить им эту привычку ещё с ранних лет.
Причины нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста, методы лечения
Источник: https://OurKids.ru/narushenija/telo/narushenie-osanki/