Сайт о болезнях опорно-двигательного аппарата

Томатис-терапия: что это такое родителей о методе, занятия в домашних условиях, цена курса

Система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому и информация усваивается лучше

В нашем Центре проводятся курсы нейросенсорной слуховой стимуляции (психоаккустической коррекции) по системе Томатис.

В качестве вступления

В ожидании рождения ребенка наверно каждый родитель представляет себе, как будет здорово помогать малышу постигать этот большой новый мир! Вместе радоваться его маленьким, но очень важным успехам, таким как первое сказанное слово, а за ним и предложение, катание на самокате, первый прочитанный стих и конечно много-много интересных бесед со своим любимым ребенком.

Но к сожалению так бывает не всегда. Мы продолжаем верить и надеяться, что просто немного запаздываем по стандартам развития, а время идет и сверстники нашего ребенка уходят уже гораздо дальше в своем развитии. Они более спокойны, послушны, внимательны и собраны.Проблемы в развитии ребенка могут быть разными, но суть их одна — это неверное развитие нервной системы.

В чем причина нарушения работы ЦНС?

Причин множество. Давайте рассмотрим основные с чем к нам обращаются.

1. Беременность — тяжелое протекание 1 или 3 триместра. Первый триместр беременности важен с физиологической точки зрения, третий – с психологической.

Осложнение протекания этих триместров могут вызвать: сильный токсикоз, высокий тонус, отслоение плаценты, асфиксия, гипоксия,употребление сильнодействующих препаратов в период болезни матери, сама болезнь матери, употребление алкоголя/наркотических веществ, высокий уровень стресса.

2. Осложненные роды. На нарушения работы ЦНС могут повлиять такие факторы как преждевременные роды, стремительные/затяжные роды, длительный безводный период, грязные воды, асфиксия, гипоксия, кривошея.

3. Первые годы жизни: инфекционные/вирусные заболевания, прививки.

Что делать?

Для коррекции неверной обработки сигнала и стимуляции работы мозга нам необходимо непосредственное воздействие на него. С этим прекрасно справляется метод ТОМАТИС. Он работает естественно и не инвазивно.

Помогает лучше обрабатывать сенсорную информацию. Высокие частоты заряжают кору головного мозга, дают нам энергию.

Все это ведет к улучшению способности к обучению, развитию внимания, коммуникативных навыков, способностей к чтению, пониманию услышанного.

ТОМАТИС

Томатис – метод по праву завоевавший мировое признание среди специалистов, работающих в различных направлениях. Благодаря ему возможно корректировать широкий спектр проблем, связанных с проблемами развития ЦНС (центральной нервной системы) ребенка: речь, внимание, память, мышление, эмоции и многое другое. Его диагностический подход при помощи аудиометра хорош тем, что он локализует причину нарушения и дает объективный взгляд на проблему. Метод прекрасен еще и тем, что он математически выверен, точен и структурирован. Есть понятные временные рамки начала и окончания терапии, богатый набор курсов для каждой проблемы (речь, заикание, ДЦП, синдром Дауна и пр.).

С какими проблемами работает метод ТОМАТИС?

  • Внимание
  • Эмоции
  • Дислексия
  • Заикание
  • ЗРР
  • ЗПР
  • CARD
  • SPD
  • ММД
  • РАС
  • ДЦП
  • СДВГ
  • Аутизм
  • Умственная отсталость
  • Синдром Дауна

Благодаря пластичности мозга и взаимосвязи путей слухового анализатора с другими участками мозга, мы можем воздействовать также на связанные с ним функции:

  • сенсорную интеграцию
  • мышечный тонус
  • чувство ритма
  • изучение иностранного и своего языка
  • энергию
  • голос
  • эмоции
  • саморегуляцию
  • организованность
  • творчество
  • письмо
  • обучение
  • общение (коммуникацию)
  • координацию движений
  • речь
  • чтение
  • память
  • внимание

Перед началом курса необходимо пройти первичную консультацию с ребенком и его родителями. Она включает в себя развернутую беседу, сбор анамнезе (медицинские заключения, ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЛИЧИЕ СВЕЖЕГО ЭЭГ, томография — желательно) и аудиотест ТОМАТИС.

Данный тест необходим, чтобы подготовить индивидуальный курс коррекции. В последующем на протяжении всего курса подобные тесты будут повторяться, для того чтобы, отслеживать динамику и корректировать программу исходя из актуального состояния восприятия звука здесь и сейчас.

Ребенку дают специальные наушники, через которые он будет прослушивать обработанные музыкальные композиции Моцарта (заряжает кору мозга), григорианские пения (стимулирует парасимпатическую систему) и вальс (воздействует на вестибулярный аппарат).

Во время прослушивания параллельно можно выполнять другую деятельность, которая не сопровождается сильным эмоциональным возбуждением (запрещены видеоигры, просмотр видео, и пр..).

Ухо – один из важнейших органов, формирующих сознание человека. Внутреннее ухо – это ретрансляционная станция между нервной системой и мозгом. Во внутреннем ухе человека находится вестибулярный аппарат, который отвечает за сенсомоторную интеграцию, ориентацию в пространстве, координацию движения и равновесие. Вестибулярный аппарат отвечает за чувство ритма, необходимое для изучения языка.

Волокна слухового нерва доходят практически до всех зон головного мозга, передавая различную информацию.

Вот почему при работе с ухом мы можем добиваться таких замечательных результатов в формировании речи, концентрации внимания, улучшения памяти, координации и развития личности в целом.

«Эффект Томатис»:

3 закона от Альфреда Томатиса:

1. «Голос содержит лишь то, что слышит ухо».2. «Можно восстановить голос человека, если восстановим его слух».3. «Если достаточно долго (не менее 60 часов) восстанавливать слух, то его можно восстановить навсегда (без регресса)».

Преимущества ТОМАТИС:

1. Имеет богатый набор программ. 2. Полученные улучшения имеют постоянный, а не кратковременный эффект. 3. Ясные временные сроки начала и окончания терапии. 4. Локализует причину нарушения и дает объективный взгляд на проблему.5. Методика, проверенная временем. Сегодня метод «Томатис» используется более чем в 600 центрах по всему миру.6. Тысячи довольных людей успешно прошедшие курс метода Томатис.7. Яркий описанный пример из жизни про Жерар Депордье. За ним последовали и другие не менее знаменитые звезды (пр.: Стинг).

  • Заикался, была плохая память и проблемы с правым ухом.
  • Слушал каждый день по 2 часа обработанную музыку.
  • Автобиография «Депардье».
  • Фонематическая программа (постановка звуков и корректировка фонематической памяти)
  • Речь (программа для развития речи)
  • Заикание (программа для уменьшения проявления заикания)
  • Внимание (программа коррекции концентрации внимания и сложности запоминания)
  • Эмоции (программа коррекции эмоциональной неустойчивости)
  • ДЦП (программа для ускорения реабилитации, улучшения моторики и координации)
  • Синдром Дауна (программа для улучшения слуховых и речевых навыков, координации, качества сна)

По результатам консультации и проведенной диагностики назначается необходимая программа, индивидуально скорректированная с учетом особенностей развития ребенка.

Сколько занятий надо пройти?

Курс состоит из 3-х сессий!

1 сессия – 30 часов (15 сеансов по 2 часа). 2 сессия – 26 часов (13 сеансов по 2 часа). 3 сессия – 22 часа (11 сеансов по 2 часа). 

Только строгое соблюдение правил прохождения всех трех сессий с указанными интервалами обеспечивает ожидаемый результат.

Выбор программы занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, коррекционных задач.

Как проходит сеанс по методу Томатиса?

Занятие может проходить в группах по 3-5 человек по одной программе (серии). Для этого в центре имеется специальное оборудование для параллельных сеансов.

Ребенок надевает специальные наушники, в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. За основу композиций взята музыка Моцарта или григорианского хора, так как в ней много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д.

Метод, работает благодаря контрастно измененной музыке по методу Томатиса. Непредсказуемые изменения тембра и интенсивности звука стимулируют наш мозг и запускают развитие механизмов слухового внимания. Мозг автоматически переходит в режим слушания. 

Во время тренировки, Вы слышите музыку через наушники. Кроме этого, звук передается с помощью специального вибро-устройства. Это называется костная проводимость. Благодаря костной проводимости звук попадает прямо во внутреннее ухо, а ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции ребенка.

Так внутреннее ухо готовиться к восприятию звука передающегося через барабанную перепонку. С помощью внезапных изменений тембра и интенсивности звука происходит стимуляция всей аудиторной системы.  Основная роль внутреннего уха, это обеспечение мозга энергией! Звуки высокой частоты, которые проходят через улитку, стимулируют мозг сильнее, чем низкочастотные. Высокий тембр вызывает сокращение мышц внутреннего уха, активируя нижнюю часть улитки, и способствует восприятию высоких частот и передачи их в мозг.

В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.

Результаты:

Канадский Центр Томатиса проводил фокусные исследования у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения и опубликовал данные о результативности: Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

Успешность любой коррекционно-развивающей программы обеспечивается комплексным подходом, когда в работу с ребенком включаются несколько специалистов (логопед-дефектолог, психолог, невролог, нейрофизиолог). С этой целью мы используем новые технологические приемы, например, тройственную диагностику.

Нейросенсорную слуховую стимуляцию по методу Томатис проводит наш специалист нейропсихолог:

Психолог. Нейропсихолог. Специалист по работе с фобиями и паническими атаками (ПА). Окончил Московский Гуманитарный Университет (МосГУ) по специальности «психология». Ведет научную разработку по теме: «Особенности эмоциональных состояний людей с разными типами психологической границы личности». Специализируется на нейропсихологической коррекции детей и подростков, психотерапии панических атак и фобий. Подробнее.

Узнать подробности / записаться

Томатис — терапия звуком для развития речи

Методика аудио тренировок «Томатис» позиционируется ее адептами как психолого-педагогическая практика, которая улучшает когнитивные, адаптационные, коммуникативные, речевые функции детей и взрослых.

Читайте также:  Кальцитрин: показания и противопоказания к применению, форма выпуска и фармакологическое действие, аналоги и отзывы покупателей

Считается, что занятия, проводимые при помощи специальных аппаратов по определенной схеме, могут помочь развитию речи у детей с аутизмом, при заикании.

Так ли это на самом деле? В этом контексте интересны отзывы родителей на метод Томатиса.

Предыстория методики

Томатис терапия названа в честь своего создателя Альфреда Томатиса – французского врача отоларинголога.

Так как отец Альфреда был оперном певцом, его клиентами были в основном творческие люди — артисты и певцы, которые страдали нарушениями голоса. В процессе лечения своих клиентов, Альфред всем делал аудиограмму. Позже, он заметил некую закономерность, что у певцов потерявших голос – в определённых частотах были также нарушения слуха.

Исходя из этого, он пришел к выводу, который звучит как постулат: «Голос может воспроизвести только то, что слышит ухо»

Далее у знаменитого отоларинголога появилась заинтересованность в том, чтобы помочь человеку с развитием слуха.  Его интересовал не физический слух, а сама способность использовать этот слух – слуховое внимание, слуховая фокусировка. Так Альфред Томатис и разработал аппарат – «электронное ухо».

Томатис терапия. Что это такое?

Чтобы понять, что такое эффект Томатиса нужно понимать, что ухо – это не только орган слуха, но еще и орган вестибуляции (равновесия).

При этом есть довольно много разных исследований и наблюдений, что вестибулярная система опосредовано, связанна  с речью.

Например: маленькие дети перед запуском речи, примерно за месяц до ее появления начинают крутиться вокруг своей оси, они, таким образом, стимулируют вестибулярную систему до речевого прорыва.

Ухо состоит из трех частей:

  1. Наружная;
  2. Средняя;
  3. Внутренняя.

В средней части находятся микроскопические косточки, которые передают звук, эти косточки связывают мышцы. Таким образом, при передаче звука через наушники происходит тренировка этих микроскопических мышц.

Когда Альфред Томатис стал опробовать свой аппарат, он увидел очень странный эффект, который особенно наблюдался у детей – они становились более эмоциональными. Изначально этот эффект Томатис не пытался вызвать, т.к. у него были другие задачи, но в дальнейшем именно этот эффект влияния на эмоциональную систему стал одним из ключевых эффектов для стимуляции речи.

Электронное ухо – это аппарат, при котором полный спектр звука подается с задержками одновременно на воздушную и костную проводимость.

У детей с РАС костная проводимость развита лучше, чем воздушная.Сначала сигнал подается на костную и с некоторыми долями секунд задержек дублируется на воздушную проводимость. Таким образом, происходит «игра» между костной и воздушной проводимостью.

Кроме этого, звук подается с фильтрацией частот (низкие, средние и высокие). Считается, что низкие частоты коррелируют с моторным развитием (телесным), средние – с речевым  развитием и высокие частоты связаны с эмоциями человека.

В качестве звуков при «Томатисе» в 80% используется музыка, зачастую Моцарт, вальсы и григорианский хорал, также записанный голос матери, голос педагога и голос самого ребенка.

Музыка Моцарта используется из-за того, что в ней очень широкий спектр частот. Голос матери используется из-за того, что ребенок, еще, будучи в утробе слышал этот голос. Таким образом, при прослушивании голоса матери во время «Томатиса», ребенок возвращается в тот сенсорный опыт, который он получал внутриутробно.

Таким образом, с помощью терапии звуком решаются такие задачи:

  • Развитие слухового внимания;
  • Звук становится более комфортным;
  • Тренировка вестибулярного аппарата.

Основные принципы терапии звуком:

  • Человек может воспроизводить только то, что он слышит и только так, как именно он слышит;
  • Когда меняется слух, то меняется и голос;
  • На процесс слушания можно влиять, если менять частоту звука.

Отрицательные моменты методики Томатис

Отрицательные моменты методики:

  1. Риск перестимуляции – накопление нежелательных моментов (перевозбуждения);
  2. Появление нежелательного поведения, которое встречается и у нормотипичных детей: страхи, упрямство, эмоциональность и т.д.

Не стоит пугаться, ведь такое поведение наоборот может свидетельствовать о признаках в развитии. Например, ребенок, который ничего не боялся, может начать бояться темноты. Это тоже признак развития, который просто не очень удобный для родителей. По этому, не все отрицательные проявления однозначно отрицательные.

Как избежать рисков:

  1. Постоянная обратная связь консультанта с родителями. Очень важно, чтобы консультант «Томатис» постоянно поддерживал связь с родителями, ведь негативная реакция может возникнуть дома и в таком случае, специалист может вовремя изменить программу для ребенка в другую сторону.
  2. Постоянная обратная связь консультанта с работающими педагогами.
  3. Индивидуальная программа для каждого ребенка.

Все дети разные, по этому, программа должна быть строго индивидуальной для каждого ребенка, если одному можно проводить сеанс «Томатиса» каждый день, то другому через день или два.

Отзывы специалистов о методе «Томатис»

Отзывы специалистов о методе Томатис в основном восторженные, они утверждают следующее:

  • после занятий значительно возрастают когнитивные способности, память, способности к изучению языков
  • повышается уровень внимания
  • снижается уровень расстройств (каких именно не уточняется)
  • повышается качество речи, способность к чтению и слушанию

Данные на сайте «Логомед прогноз» приводятся по Европе, где изучались отзывы родителей о Томатис. В процентах утверждается, что 95% родителей положительно отзываются о методе Томатис в лечении детей.

Здесь же приводятся цифры, что:

  • у 83% детей улучшения сохраняются и прогрессируют в течение полугода после окончания занятий
  • у 14% детей улучшения сохраняются частично
  • 3% — полностью утрачивают приобретенные навыки без подкрепляющий занятий

Исходя из вышеизложенного — специалисты рекомендуют каждые 6 месяцев проходить поддерживающую Томатис терапию для детей с аутизмом.

Томатис-терапия для детей: что это такое, принципы, занятия в домашних условиях

Метод Томатис (MéthodeTomatis®) – это система нейросенсорной стимуляции активности мозга, разработанная французским врачом Альфредом Томатисом.

В каких случаях показан метод томатис

Воздействие звуком на кору головного мозга является прекрасным вспомогательным методом при коррекции большинства проблем, с которыми сталкиваются родители.

Метод применяется при:

  • задержке речевого развития (ЗРР);
  • задержке психоречевого развития (ЗПРР);
  • задержке психического развития (ЗПР);
  • заикании;
  • ночном энурезе (недержании мочи);
  • тиках;
  • гиперактивности;
  • синдроме дефицита внимания;
  • синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • различных фобиях;
  • расстройствах аутического спектра (РАС);
  • раннем детском аутизме (РДА);
  • синдроме Аспергера (пожизненном расстройстве, которое характеризуется выраженными трудностями в социальном общении, восприятии окружающего мира и стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и занятий);
  • синдроме Дауна (генетическом заболевании, вызванном аномалией 21-й хромосомы, которое проявляется в виде умственной отсталости, пороков сердца и нарушения развития);
  • расстройствах эмоциональной и волевой сферы (депрессиях, стрессах, неврозах, агрессии);
  • нарушениях психомоторного и моторного развития (дисграфии, дислексии);
  • сенсорной дезинтеграции (нарушении процесса обработки сенсорной информации);
  • коммуникативных расстройствах (проблемах с общением и взаимодействием с другими людьми).

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся стойких ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.

Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Как работает метод Томатис

В основе метода лежит чередование звуковых сигналов различной частоты, воздействующих на мышцы среднего уха. Для работы отбираются полифонические музыкальные композиции, которые с помощью специального прибора «Солистен» обрабатываются особым образом: из них «удаляют» звуки то низких частот, то высоких.

Такие неожиданные изменения частот при прослушивании композиций заставляют поочередно напрягать мышцы нашего среднего уха (мышцы молоточка и стремечка), стимулируя определенные зоны головного мозга.

Связь слуха и речи очевидна. То, что мы слышим (и КАК мы слышим), напрямую влияет на то, что и как мы думаем (и как ведем себя), что и как говорим. Вот почему так важно тренировать слух.

Как проходят занятия по методу Томатис

  1. Программа занятий составляется специалистами на основании имеющихся диагнозов, по результатам беседы с родителями и после детального обследования ребенка.

  2. В процессе работы по методу Томатис ребенок (или взрослый) воспринимает музыку через специальные наушники, подключенные к «электронному уху» (прибору, модифицирующему звуки).
  3. Никаких ограничений двигательной активности во время терапии нет.

    Параллельно с восприятием музыки ребенок может заниматься чем-то еще: лепить, рисовать, собирать конструктор, мозаику или пазл.

  4. Во время терапии рядом с ребенком находится специалист и один из родителей (по желанию или при необходимости).

Томатис. Правила безопасности

Метод Томатис абсолютно безопасен, если соблюдены следующие важные условия:

  • терапия проводится сертифицированными специалистами;
  • перед началом терапии ребенок прошел обследование, которое подтвердило, что он здоров и может заниматься по методу Томатис.

Противопоказаниями являются: 

  • эпилепсия;
  • наличие опухолей;
  • кохлеарный имплант (высокотехнологичный слуховой протез, состоящий из: речевого процессора, располагающегося с внешней стороны);
  • любое заболевание в острой стадии; 
  • отиты;
  • психические заболевания;
  • тяжелая артериальная гипертензия.

Занятия по методу Томатис в домашних условиях

Специалисты не рекомендуют проводить работу по методу Томатис самостоятельно, поскольку оценкой состояния ребенка и выбором программы коррекции должны заниматься специалисты.

Но, тем не менее, такая возможность есть при наличии компьютера, наушников закрытого типа с возможностью воспроизведения полного спектра частот (от 20 до 20000 Гц) и специальных программ.

На первом этапе необходимо проконсультироваться со сертифицированными специалистами и начать работу под присмотром профессионалов. И только потом продолжить терапию в домашних условиях.

Дополнительные сферы применения Томатис-терапии

При повышении концентрации внимания

Ученые доказали, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, а низкочастотные способствуют утечке энергии.

Вот почему композиции Моцарта и Баха дают нам невероятный заряд «правильной» энергии, помогают сознанию отфильтровывать лишнюю информацию и систематизировать ту, которая для нас актуальна.

Согласно исследованиям энергетические способности мозга после Томатис-терапии повышаются в 10 раз.

При обучении иностранным языкам

В процессе восприятия чужой речи наш мозг учится различать звуки языка, на котором мы говорим. Отсутствующие в родном языке звуки постепенно выпадают из зоны внимание мозга и в будущем не различаются. Вот почему освоение фонетики иностранного языка с возрастом дается все труднее.

Метод Томатис позволяет мягко приучить слух (а значит, и мозг!) к иностранному языку, его звуковому строю. Это значительно облегчает процесс изучения языка.

При подготовке к родам

Доказано, что ребенок в утробе матери прекрасно слышит все, что происходит во внешнем мире. Особенно чутко он реагирует на мамин голос, резонирующий в теле. Вот почему так важно, чтобы мама во время беременности пребывала в спокойном, расслабленном, гармоничном состоянии.

Для активации этого состояния, а также для сонастройки матери и ребенка на одну волну (что обеспечивает их взаимопонимание в будущем) метод Томатис предусматривает специальные аудиовокальные программы для беременных. У прошедших программу будущих мам и сама беременность, и роды, и процесс восстановления после них проходят значительно легче.

Видео

Список литературы:

  1. Применение метода «Томатис» в работе с детьми с аутизмом, сайт.
  2. The role of tomatis sound therapy in the treatment of difficulties in reading in children with developmental dyslexia, сайт. 

© Depositphotos

Метод Томатиса: суть, когда помогает, противопоказания

Альфред Томатис и его метод

Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.

Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память.

Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу.

Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.

В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:

  • Восстановить способность слушать возможно путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты.
  • Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо.
  • Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком.

На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%.

Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается.

Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроением и т. д.

Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).

Развитие речевого дыхания у ребенка

Как проходит сеанс по методу Томатиса

Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в них содержится много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1 или 2 часа.

Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.

  1. Сначала звук попадает на барабанную перепонку.
  2. Проходя по верхней кости черепа, звук заставляет мышцы стремечка и молоточка сокращаться и расслабляться.
  3. Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану. Они перерабатывают звуковой сигнал в электрический и передают его дальше в слуховой центр мозга. Здесь большое значение имеет ритм звукового сигнала, так как вестибулярная мембрана очень чувствительна к положению тела и отвечает за равновесие и чувство ритма.

В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.

Когда рекомендован метод Томатиса?

Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.

  1. Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
  2. Развитие речи. АПФ рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.
  3. Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты АПФ дает у детей с ДЦП.
  4. Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
  5. Развитие интеллекта. АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
  6. Улучшение качества голоса. АПФ способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
  7. Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.

Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.

Какие есть результаты

Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

  • качество речи – 74%;
  • понимание чтения – 85%;
  • внимание, усидчивость – 86%;
  • память – 73%;
  • коммуникативные навыки – 89%.

Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.

Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.

 12 причин заниматься по методу Томатис

Противопоказания

Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

  • серьезные отклонения артериального давления от нормы;
  • опухолевые заболевания головного мозга;
  • тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
  • острые формы любой болезни;
  • глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом;
  • отит;
  • наличие кохлеарного имплантата;
  • кисты головного мозга;
  • эпилепсия.

Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90% — подробнее о скидках в разделе «Цены»:
1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб
2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб
3-я сессия — 11-15 дней (по 120 мин. каждый день) 30 000 руб

Метод Томатис и Томатис-терапия

Томатис — это метод нейросенсорной стимуляции с помощью специально обработанного звука. Современный аппарат Tomatis представляет собой маленький цифровой планшет Talks up.

Основоположником метода Томатис был врач-отоларинголог (ЛОР), хирург, фониатр Альфред Томатис. Будучи сыном оперного певца, в детстве он много времени проводил в оперном театре, что и породило его интерес к процессу слушания. Работая уже как врач с оперными певцами и артистами, он сделал различные исследования о связи уха и способностей человека, что и легло в основу метода.

Постепенно метод совершенствовался, область применения все больше расширялась от пения к ораторскому искусству, затем к изучению иностранных языков, помощи школьникам в улучшении успеваемости и далее к работе с особыми детьми, например, с аутизмом, сенсомоторными проблемами. Технический прогресс также не стоял на месте, и постепенно из огромной машины по преобразованию звука аппарат Томатиса превратился в маленький цифровой планшет Talks up®.

В 2000 году Альфред Томатис передал своему сыну Кристиану все активы своего Метода, и тот основал компанию TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. На данный момент она является эксклюзивным собственником Метода Tomatis®. Сейчас в компании работают внуки изобретателя Метода Томатис — Грегуар Томатис, директор и администратор, и Софи Томатис, клинический психолог и юрист.

Принципы работы

В основе метода лежит связь среднего и внутреннего уха с мозгом и нервной системой. Специалисты Томатис говорят, что «Ухо — это дверь для доступа ко всей нервной системе».

Посылая звуковые волны с различными параметрами в ухо, а через него в мозг, специалист целенаправленно может влиять на те или иные функции психики человека, например, снять излишнюю тревожность, наладить сон, уменьшить возбудимость или, наоборот, усилить концентрацию, увеличить энергичность, повысить способности к коммуникации.

Со стороны может показаться, что человек «просто слушает музыку». Но на самом деле каждый музыкальный трек обработан особым образом с помощью специальных фильтров методики Томатис.

В каждой музыкальной композиции содержатся свои уникальные настройки, которые специалист по Томатис-терапии подбирает индивидуально для каждого клиента в зависимости от задач, поставленных в начале работы.

И в каждом случае эффект будет немного разным, в зависимости от человека, его особенностей, возраста и других обстоятельств.

При подборе программы Томатис специалист исходит из трех зон воздействия:

  • «Вестибулярная зона» — сюда относятся такие функции, как: равновесие, координация, чувство ритма, общая и мелкая моторика (в том числе речевая), чувство своего тела, ощущение баланса, эмоциональная регуляция, память и внимание, способность к социализации, прогнозирование, восприятие счета. Эта зона «включается» при низких частотах, что предусмотрено в соответствующих программах.
  • «Зона коммуникации и речи» — влияет на язык, речь, фонематический слух, распознавание речи, речевую память, способность формулировать мысли, навыки вербальной коммуникации, готовность вступать в контакт с окружающими, обучение, музыкальный анализ и музыкальную точность. Зона активна при частотах 500-4000 Гц.
  • «Зона энергии» — отвечает за «пробуждение мозга», активацию, внимание, креативность, операции речевого и музыкального анализа, качество голоса (тембр), энергию для первых двух зон. Работает на высоких частотах, 2000-16000 Гц.

Каждая программа слушания влияет на все три зоны, но на «целевых зонах» специалист делает отдельный акцент для более интенсивного воздействия. Помимо параметра частоты есть также ряд других параметров, которые в общей сложности и дают всемирно известный «эффект Томатис».

Показания к курсу Томатис-терапии

Метод обладает огромными возможностями. Однако он не является «волшебной таблеткой».

Важно соблюдать рекомендации специалиста, а также усиливать эффект между занятиями и курсами: заниматься с профильными специалистами по вашей проблеме (логопед, дефектолог, психолог, педагог и так далее); больше общаться с ребенком дома, играть, читать, слушать музыку; улучшать качество внутрисемейной коммуникации. Курс Томатис можно проходить, начиная с возраста 2 лет.

Нарушения, при которых рекомендован метод:

  • Речевые проблемы у детей и взрослых (алалия, задержка речи, недоразвитие речи, низкий словарный запас, заикание/логоневроз, афазия/нарушение речи после инсульта, дизартрия, ринолалия, нарушения письменной речи, чтения — дислексия, диграфия и другие);
  • Плохая успеваемость к школьников;
  • Дискалькулия;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • Мутизм;
  • Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм (при данном нарушении особенно рекомендован Томатис, т. к. он специальным образом влияет на коммуникацию ребенка);
  • Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
  • Умственная отсталость;
  • Синдром Дауна;
  • Задержки развития, асинхронное развитие;
  • Сочетанные нарушения;
  • Вторичные нарушения развития при потере зрения;
  • Невротические расстройства;
  • Эмоциональные проблемы: истощаемость, постоянные капризы, истерики, страхи, агрессия;
  • Трудности поведения;
  • Вялость, апатичность, гипотония;
  • Проблемы сна;
  • Тревожность.

С сохранным здоровьем взрослые люди, подростки и дети могут проходить программу Томатис в следующих целях:

  • Беременные женщины с целью снижения тревожности, облегчения будущего процесса родов и уменьшения вероятности послеродовой депрессии (есть французские исследования, которые достоверно подтверждают данные эффекты), а также для положительного влияния на развитие малыша;
  • Спортсмены с целью улучшения координации, энергичности, уверенности в себе, умения концентрироваться на цели, не отвлекаться;
  • Музыканты и дети, желающие заниматься музыкой — для развития способностей к музыке, уменьшения «фальши» при исполнении композиций, улучшения музыкального анализа;
  • Для развития способностей к иностранным языкам;
  • Для улучшения качества коммуникации, уверенности в себе;
  • Для снижения тревожности и регуляции эмоционального фона;
  • Для улучшения памяти, внимания, энергичности;
  • Студенты и школьники — для улучшения усвоения информации, повышения успеваемости.

Кто проводит Томатис-терапию

Компания Tomatis® тщательно проверяет всех специалистов перед приемом на обучение. Поэтому практиковать метод могут только профессионалы: психологи, логопеды, педагоги и врачи с опытом работы не менее трех лет (перечень всех лицензированных специалистов в мире можно найти на их официальном сайте www.tomatis.com).

После обучения все специалисты Томатис остаются в профессиональном сообществе, где регулярно получают свежую информацию по новым исследованиям в различных странах, а также участвуют в профессиональных вебинарах и конференциях, повышая свою квалификацию.

Таким образом, компания Tomatis контролирует качество работы своих специалистов.

В нашем центре метод Томатиса применяет директор центра, клинический психолог Александрова Ольга Александровна, лицензированный практик Tomatis. Международная компания Томатис является единственным правообладателем на все торговые марки и знаки Tomatis® и Talks up®.

В нашем центре используется только оригинальное оборудование Tomatis® (к сожалению, в России есть много подделок и так называемых «аналогов», которые по факту не являются аппаратом Томатис).

Современный («настоящий») аппарат Томатис — это цифровой планшет (так называемое «электронное ухо») Talks up® и наушники Tomatis (они могут быть проводными и беспроводными). Наушники не простые, а со специальным костным вибратором на затылочной части.

То есть с помощью костной проводимости в ухо также поступает отдельный сигнал (который обрабатывается особым образом и влияет на мозг клиента).
Сертификат о получении лицензии по практике применения Томатис-терапии для детей, подростков и взрослых (метод нейросенсорной стимуляции с помощью звука)

Как проходит Томатис-терапия

Перед первым курсом необходимо пройти первичную консультацию со специалистом. В процессе первой встречи клинический психолог Александрова Ольга знакомится с клиентами, собирает анамнез, проводит тест TED для родителей (если Томатис будет проходить ребенок), формулирует задачи на курс Томатис (это необходимо для выбора конкретной программы).

Далее проходит сам курс Томатис: он содержит 14 сеансов по 40-80 минут (в зависимости от возраста и особенностей клиента). В течение сеанса можно играть, собирать пазлы, заниматься рукоделием, отдыхать, конструировать, рисовать, читать и писать, решать задачки, делать уроки.

Можно пить, но нельзя есть. Можно общаться (не снимая наушников). Лучше, если родитель во время сеанса сидит в другой комнате (если это невозможно, то разрешается присутствовать вместе). Если ребенок уснул во время сеанса, это значит, что мозг работает. Это хороший эффект.

Во время сна ребенка Томатис продолжает работать.

Необходимо проводить 4-5 сеансов в неделю, чтобы нагрузка была интенсивной, но присутствовал и отдых. После первого курса — перерыв 1 месяц.

В это время важно использовать образовавшийся потенциал мозга для усиления эффекта: заниматься с логопедом, дефектологом, психологом, педагогом или просто с родителями дома (в зависимости от конкретной ситуации и целей терапии). Особенно рекомендованы занятия с аппаратом Forbrain (от компании Томатис).

Этот аппарат специально создан для усиления эффекта от основного курса Томатис. Данный аппарат также есть в нашем центре и используется специалистами на занятиях.

Далее — курс необходимо повторить (перед вторым курсом нужно проанализировать результаты первого; возможно, специалист снова предложит пройти тест TED, чтобы посмотреть разницу с началом терапии). Второй курс подразумевает новые задачи, с учетом результатов, достигнутых в первой программе Томатис.

Далее Томатис-терапия может быть окончена либо назначен третий, а, возможно, и четвертый курс (в некоторых случаях до 5 программ в год).

Решение об окончании или продолжении принимают родители вместе со специалистом Томатис, основываясь на достигнутых результатах.

В перерывах также особенно рекомендованы занятия с профильными специалистами, использование наушников Forbrain, чтение, прослушивание музыки дома.

Противопоказания к Томатис

Метод Томатис не является лечением, система Tomatis является педагогическим методом. Поэтому единственное противопоказание — это глухота или сильное нарушение слуха.

При кохлеарной имплатнации — проводится с ограничениями.

Эпилепсия также не является противопоказанием, однако об этом заболевании родители должны сообщить специалисту, чтобы был выбран соответствующий тип программы (Томатис не провоцирует приступ).

Важно помнить, что сеансы должны проводиться при хорошем самочувствии и отсутствии острых периодов любых заболеваний. На период болезни клиента сеансы прекращаются, затем возобновляются.

Цена

Первичная консультация со специалистом перед курсом стоит 1500 рублей, сам курс Томатис-терапии 14 сеансов по 40-80 минут стоит 16 000 рублей.

Запишитесь на консультацию. Логопед или психолог центра определит индивидуальные особенности вашей проблемы и даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным.

Ссылка на основную публикацию
Сайт о болезнях опорно-двигательного аппарата
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]