Писчий спазм — профессиональная болезнь учителей и студентов

Писчий спазм — профессиональная болезнь учителей и студентов Дистония это непроизвольное, устойчивое сокращение мышц с патологическими позами. Фокальная дистония возникает только в одной части тела. Писчий спазм является типом координационной дистонии, специфичным для определенного вида деятельности (писание ручкой) и наиболее часто встречающимся видом первичной дистонии. Как правило, писчий спазм начинается с аномальной скованности при писании и прогрессирует с увеличением трудности выполнения этого вида деятельности. Чрезмерные мышечные спазмы могут прогрессировать в проксимальном направлении, что приводит к абдукции руки. Хотя исторически писчий спазм считается психогенным, в настоящее время это состояние признается в качестве типа дистонии, и обусловлен как сенсорными нарушениями со сниженной пространственной чувствительностью, так и наличием моторной патологии. Функциональная МРТ предоставила информацию о том, что существует дефект в тормозном контроле, что может объяснить непреднамеренное приведение мышц и, как следствие, появление ненормальных движений. Были также обнаружены нарушения в мозжечке, аномалии дофаминергической передачи в базальных ганглиях, но непонятно, являются ли это причинами развития писчего спазма или следствием этого состояния. Основные патофизиологические механизмы, в настоящее объясняют развитие писчего спазма дезорганизацией сенсорно-моторной системы, связанной с снижением процессов торможения, аберрантной пластичностью нейронов, и дефектами навыков сенсорно-моторной интеграции.

Очень трудно получить информацию об истинной распространенности этого состояния, так как многие люди с этим состоянием не обращаются за медицинской помощью. Считается, что писчий спазм наиболее распространен в возрасте от 30 до 50(со средним возрастом развития в 38 лет). Существует небольшое превалирование мужчин, но у женщин, как правило, это состояние развивается раньше. Вполне вероятно, что писчий спазм становится менее частым состоянием в связи с тем,что писание рукой повсеместно,все чаще, заменяется использованием клавиатуры.

Факторы риска

У 5-20% пациентов есть семейная история, и очень вероятно, что есть определенная генетическая детерминированность состояния. Действительно, у некоторых пациентов были обнаружены генетические дефекты.

Исследование случаев заболевания установило, что:

  • Писчий спазм гораздо чаще развивался у людей с высшим образованием, чем в контрольной группе.
  • Риск писчего спазма имел четкую корреляцию со временем, потраченным на писание каждый день.
  • Также имело значение резкое увеличением времени писания в течение года до начала болезни.
  • С писчим спазмом были ассоциированы травмы головы с потерей сознания и близорукость.

Исследование не обнаружило никакой связи с периферической травмой, леворукостью, скоростью писания, реакции на стресс или выбор пишущего инструмента.

СимптомыПисчий спазм — профессиональная болезнь учителей и студентов

  • Длительные периоды судорог при писании, боли и нарушение координации движений кисти. По мере прогрессирования состояния, продолжительность письма, необходимого для развития симптомов уменьшается.
  • Часто имеется усиленное полусогнутое положение пальцев, в тоже время имеется гиперэкстензия дистального межфалангового сустава указательного пальца. Также может быть избыточное сгибание или разгибание запястье с супинацией или пронацией.
  • Симптомы могут усиливаться при попытках писать, и рука может даже сорваться со страницы внезапным рывком.
  • У одной трети больных отмечается дрожь в пораженной руке во время письма или когда рука выпрямлена.
  • Объективно писчий спазм может проявляться умеренным развитием дистонических поз развивающихся, либо спонтанно, либо при движении, а также снижением размахов руки при ходьбе.
  • Неврологическое обследование не выявляет отклонений от нормы.
  • Наблюдение за пациентом во время писания, как правило, четко выявляет дистонические позы.

Дифференциальный диагноз

  • Болезнь Паркинсона может вызывать трудности с написанием, но характеризуется микрографией и другими физическими признаками.
  • Если при обследовании появляются подозрения на другие дистонии, то необходимо провести полноценное неврологическое обследование.
  • Неврологические признаки могут указывать на другой диагноз, такой как рассеянный склероз или болезнь Вильсона.
  • Синдром сдавления предплечья вызывает крампи, и нередко требует дифференциация, если дискомфорт является выраженным.

Ассоциированные состояния

  • Первичный тремор рук является вариантом писчего спазма с большой амплитудой тремора, только во время писания. Дистонические поза нехарактерна для этого состояния.
  • У музыкантов также можете развиваться фокальная дистония рук, если они практиковали в течение многих часов в день.

Диагностика

Писчий спазм — профессиональная болезнь учителей и студентов

  • Диагностика является по существу клинической. Функциональные тесты, такие как рейтинговая шкала писчего спазма (WCRS) может быть информативна у некоторых пациентов, также как кинематический анализ анализа движений кисти при писании.
  • Электромиография (ЭМГ) может констатировать одновременное сокращение агонистов и антагонистов.
  • ЭНГ также может быть необходимо для исключения компрессии нерва.
  • МРТ может назначено для исключения органических поражений.

Лечение

  • Уменьшение времени написания помогает снизить симптоматику. Использование компьютерной клавиатуры также может быть эффективно.
  • Также может быть определенная польза от использования более широкой ручки
  • Возможно использование биологически обратной связи с обучением техники письма.
  • Чрескожная электрическая стимуляция нерва дает хороший лечебный эффект.
  • Ботулинический токсин применяется как эффективное симптоматическое лечение, и приводит к нормализации процесса написания у половины больных со средней длительностью эффекта в течение 6 месяцев. Но этот метод лечения имеет побочные действия, такие как нарушения функции кисти из-за слабости, и поэтому применение этого метода лечения спорное.
  • Ряд препаратов, особенно антихолинергические и L-допа, широко используются для лечения писчего спазма, но рандомизированных клинических испытаний этих препаратов при писчем спазме не было.
  • Глубокая стимуляция мозга может быть использована у некоторых пациентов.
  • В исключительных случаях, может быть проведена стереотаксическая ??вентро-оральная таламотомия ядра.

Прогноз

Прогноз варьирует в зависимости от реакции на лечение. Ремиссии бывают редко, и симптомы могут прогрессировать и охватить другую руку. Прогноз хуже, если есть признаки ассоциированных заболеваний, вторичной дистонии, тремора или симптоматика имеет тенденцию к прогрессированию.

Писчий спазм

Писчий спазм — профессиональная болезнь учителей и студентов

Писчий спазм — избирательное нарушение моторной функции ведущей руки, проявляющееся при письме. Характеризуется дискомфортом, тоническим спазмом, дрожанием, слабостью, болевыми ощущениями, заставляющими пациента прекратить действие. Диагноз выставляется по клиническим данным, результатам исследования неврологического статуса, электронейромиографии, церебральной МРТ. Лечение включает фармакотерапию (миорелаксанты, бензодиазепины, адреноблокаторы), кинезиотерапию, тренировку письма. Возможна инъекционная терапия ботулотоксином.

Термин «писчий спазм» достаточно ёмко характеризует дискинезию кисти, изолированно затрагивающую процесс письма. В неврологии существует ряд синонимов данного синдрома: графоспазм, писчая дисграфия, писчая судорога.

Писчий спазм относится к фокальным дистониям кисти, часто связан с особенностями профессиональной деятельности, требующими быстрого написания большого количества текста.

Иные формы избирательного нарушения моторики руки наблюдаются при работе на клавиатуре (пианисты, наборщики текста), игре на струнном музыкальном инструменте (скрипачи, арфисты, гитаристы).

Проведённые в европейских странах исследования показали, что писчий спазм встречается с частотой 14 случаев на 1 млн. населения. Патология распространена преимущественно среди людей среднего возраста, женщины и мужчины заболевают с одинаковой частотой.

Писчий спазм — профессиональная болезнь учителей и студентов

Писчий спазм

Профессиональный графоспазм является самостоятельным заболеванием, причины которого точно не установлены. Вторичный писчий спазм представляет собой неврологический синдром, возникающий при патологии центральной или периферической нервной системы. Соответственно выделяют 2 этиологических варианта:

  • Первичный — возникает при отсутствии причинного неврологического дефекта. Относится к профессиональным неврозам. Основной этиологический фактор — ежедневное монотонное письмо, провоцирующим триггером выступает психоэмоциональное напряжение. К развитию заболевания склонны лица, имеющие следующие черты характера: раздражительность, излишняя эмоциональность, самолюбие, мнительность, тревожность. Первичный писчий спазм сопровождает ряд психических расстройств (синдром Брике). Возникновению дисграфии могут способствовать изменения опорно-двигательного аппарата: сколиоз грудного отдела позвоночника, мышечная гипотрофия плечевого пояса, наличие добавочного ребра.
  • Вторичный — появляется в результате расстройства нервной регуляции мышечного тонуса на фоне поражения ЦНС, периферических нервов. Симптоматический писчий спазм наряду с гиперкинезами развивается вследствие дисфункции экстрапирамидной системы, часто выступает манифестным симптомом торсионной дистонии, наблюдается при болезни Галлервордена-Шпатца. Вызвать графоспазм способно поражение нервов кисти при периферическом неврите, шейном радикулите, плексите, вторичная компрессия нервных стволов при миозите. Дискинезия кисти в указанных случаях обусловлена дисфункцией локтевого и/или серединного нерва.

Механизм развития вторичного варианта писчей дисграфии понятен. При периферическом поражении раздражение нерва вызывает усиление нервной импульсации, обуславливающей спазм мышц кисти, дисфункция волокон нервного ствола приводит к мышечной слабости.

Читайте также:  Сердечные глисты у собак – симптомы, диагностика, лечение, пути заражения

Патологические изменения провоцируются нагрузкой мышц в ходе написания текста.

Писчий спазм в составе экстрапирамидного синдрома формируется вследствие дисфункции экстрапирамидных структур премоторной коры, базальных ядер, оказывающих регулирующее воздействие на мышечный тонус, двигательные акты.

Патогенез первичного варианта дисграфии находится в стадии изучения. Предполагают наличие изолированных функциональных изменений ЦНС, затрагивающих исключительно акт написания текста рукой.

Поскольку замечена связь заболевания с эмоциональным перенапряжением, многие авторы считают графоспазм отдельной формой невроза, а в качестве основного патогенетического аспекта рассматривают дисфункцию лимбико-ретикулярного комплекса.

Отдельные исследователи высказывают предположение, что патология представляет собой избирательную апраксию (расстройство двигательного навыка) письма, связанную с дисфункцией доминирующего полушария.

Название заболевания «писчий спазм» характеризует наиболее часто встречающуюся спастическую форму. Отдельные случаи патологии имеют различные особенности симптоматики, в связи с чем была предложена следующая классификация клинических форм писчей дискинезии:

  • Судорожная — сопровождается повышением тонуса (спазмом) мелких мышц кисти. В руке возникает ощущение неловкости, тяжести.
  • Паретическая — проявляется внезапной резкой слабостью в руке. При письме ручка в буквальном смысле начинает выпадать из руки больного.
  • Дрожательная — письмо провоцирует интенсивное дрожание руки, делающее невозможным дальнейшее выполнение работы.
  • Невральная — характеризуется внезапной мышечной болью, распространяющейся на предплечье, плечо. Болевые ощущение описываются пациентами как «ломящие», «тянущие».

Отличительной особенностью является выраженная этапность развития нарушений. Заболевание дебютирует субклиническими изменениями почерка, часто игнорируемыми пациентом.

Затем появляются эпизодические затруднения написания, возникающие в определённых условиях (необходимость быстро писать, сильные эмоции, физическое перенапряжение).

С течением времени развиваются стойкие изменения отдельных деталей почерка, больной начинает писать медленнее, появляются первые жалобы. Возникающие при письме спазм, слабость, тремор, боль вынуждают пациента прервать работу.

Пытаясь приспособиться к возникшим затруднениям, больной применяет различные компенсаторные приёмы: специальное положение руки/пальцев, корригирующие жесты (встряхивание руки, подталкивание здоровой рукой), подбор особого инструмента для письма (толстой ручки, кисточки).

На начальном этапе болезни указанные дискинетические проявления носят строго изолированный характер, прочие виды движений (шитьё, игра на музыкальном инструменте, набор текста на клавиатуре) абсолютно сохранны.

В стадии выраженных клинических проявлений пациент утрачивает способность контролировать дискинезию волевым усилием, применяемые им компенсаторные стратегии перестают работать.

Нарушения распространяются на двигательные акты, имеющие бытовой характер: накалывание пищи вилкой, набор на клавиатуре мобильного телефона, застёгивание пуговиц. Отмечается зависимость выраженности дискинезии от позы (легче писать стоя), внешних обстоятельств.

Постороннее наблюдение, переутомление, стрессовая ситуация усугубляют дисграфию, отдых, спокойное доброжелательное настроение — уменьшают её проявления.

Прогрессирование симптоматики значительно затрудняет профессиональную деятельность больного. Работа требует большей сосредоточенности, времени, усилий. В результате возникает хроническое переутомление, пониженный фон настроения. Обычное выполнение профессиональных обязанностей становится для пациента стрессовой ситуацией, что усугубляет течение болезни.

При отсутствии адекватного лечения болезнь продолжает прогрессировать, распространяется на бытовые навыки, возникает необходимость расстаться с прежней работой, оформить инвалидность.

Подобные события способны усилить эмоциональные переживания, спровоцировать развитие невротических расстройств: депрессии, ипохондрического невроза, тревожно-фобического расстройства.

Выявление писчего спазма не вызывает особых затруднений, достаточно предложить больному написать текст на бумаге.

В процессе написания определяются типичные феномены: неправильное положение руки и пальцев; тоническое напряжение, тремор, выпадение ручки, остановки вследствие появления боли; компенсаторные действия (встряхивание, подталкивание, массажирование кисти). Перечень диагностических исследований включает:

  • Сбор анамнеза. Позволяет выявить этапность развития болезни, отсутствие ремиссий, наличие сопутствующих заболеваний (в том числе неврологических, психических).
  • Неврологический осмотр. В момент приступа определяется тоническое напряжение/слабость участвующих в письме мышц. Длительное течение болезни сопровождается стабильным снижением мышечной силы до 4-4,5 баллов (по 5-балльной шкале). Выявление сопутствующего неврологического дефицита свидетельствует о вторичном характере графоспазма.
  • Консультация психиатра. Необходима для диагностики психических отклонений, пограничных особенностей характера. Проводится методом беседы, тестирования.
  • Электронейромиография. Выявляет расстройство регуляции тонуса отдельных мышц доминирующего предплечья. При вторичном характере графопареза возможны признаки аксональной дегенерации, сегментарной демиелинизации, радикулоишемии, частичной денервации.
  • Тестирование письма. Оценивается время и качество написания стандартного текста. Характерно уменьшение времени при написании в положении стоя, улучшение разборчивости почерка при использовании ручки с надетым резиновым мячиком.
  • МРТ головного мозга. Используется с целью исключения органической интракраниальной патологии (энцефалита, опухоли головного мозга), синдромом которой может являться писчий спазм.

Дифференциальная диагностика проводится с мышечными заболеваниями (миотонией, миопатией), повреждением локтевого нерва, синдромом запястного канала, вертеброгенной патологией (корешковым синдромом, межпозвоночной грыжей).

Осуществляется дифференцировка первичной и вторичной дискинезии.

Особенностью первичной формы является строго избирательный характер, распространяющийся исключительно на связанные с письмом движения, отсутствие данных за наличие причинной патологии при проведении ЭМНГ, МРТ.

Лечение является непростой задачей, требующей регулярности, времени, упорства пациента. Фармакопрепараты малоэффективны, дают побочные эффекты, используются лишь в комплексном лечении. Терапия осуществляется неврологом, кинезиотерапевтом, реабилитологом (врачом ЛФК). Применяется комплексный подход, включающий:

  • Медикаментозное лечение. Препаратами выбора считают миорелаксанты (толперизон, баклофен), производные бензодиазепина (клоназепам), адреноблокаторы (пропранолол). Наиболее эффективна комбинированная терапия лекарственными средствами всех указанных групп.
  • Кинезиотерапию. Комплекс упражнений подбирается индивидуально с учётом оставшихся сохранными движений. Двигательная стратегия подлежит постоянному пересмотру, коррекции по полученным результатам. В ряде случаев пациентам рекомендовано изменение стереотипа письма: обучение письму второй рукой, использование клавиатуры.
  • Применение ортеза. Специальное приспособление, фиксирующее пальцы и кисть, позволяет продлить продолжительность непрерывного написания до часа, избавить больного от дискомфорта.
  • Тренировку письма. Осуществляется осторожно, постепенно, вначале в альтернативном положении (стоя), на бумаге с разметкой (линии, клеточки), при помощи кисти, фломастера, которые не требуют значительного мышечного напряжения. Не спеша, пациент начинает писать чёрточки, кружочки, затем — буквы, слова.
  • Инъекции ботулотоксина. Считаются перспективным способом терапии. Ограниченное применение методики связано со сложной анатомией мышц руки, не позволяющей точно определить мышцы-мишени.

В период лечения пациенту необходимо соблюдать режим дня, избегать переутомлений, стрессовых ситуаций. Для укрепления нервной системы большое значение имеет достаточная продолжительность сна, прогулки на свежем воздухе. Иглорефлексотерапия, точечный массаж, физиопроцедуры оказывают слабое воздействие на течение заболевания, применяются как вспомогательные методы.

Писчий спазм характеризуется неуклонно прогрессирующим течением, периоды ремиссии наблюдаются крайне редко (по литературным данным примерно в 5% случаев). Без лечения усугубление двигательных нарушений приводит к стойкой инвалидизации.

Комплексное лечение редко позволяет полностью преодолеть возникшую дискинезию, но помогает остановить прогрессирование заболевания, уменьшить выраженность симптомов, сохранить профессиональную пригодность пациента.

Профилактика первичного графоспазма должна осуществляться с детства и быть направлена на формирование позитивных качеств характера, позволяющих человеку сохранять спокойное доброжелательное отношение в любой возникающей ситуации. Профилактика вторичных форм включает меры предупреждения различных поражений нервной системы.

Писчий спазм: причины, симптомы и лечение расстройства

Расстройство является одним из наиболее частых вариантов профессиональных дискинезий (нарушение двигательной активности).

Факторы, которые вызывают графоспазм

В соответствии со своим названием заболевание обычно развивается у людей, которые в силу особенностей работы вынуждены длительное время напряженно и старательно писать (учителя, студенты и др.).

Появление болезни характерно для лиц пожилого и старческого возраста вне зависимости от половой принадлежности.

Факторы, способствующие развитию патологии:

  • психоэмоциональные нарушения (стресс, депрессия и др.);
  • неврозы и неврастении;
  • склонность к истерии;
  • хронический алкоголизм;
  • остеохондроз шейного и других отделов позвоночного столба;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • воспалительные заболевания руки (миозиты, невриты и др.);
  • осложнения после перенесенных острых инфекционных болезней (грипп, ротавирусная инфекция и др.).

Развитие болезни может быть вызвано сочетанием нескольких факторов, которые воздействуют на организм последовательно или одновременно.

Большинство ученых склоняются к тому, что эта профессиональная патология является обратимой и не связана с органическим поражением базальных ядер в головном мозге.

Клиническая симптоматика и диагностика

Писчий спазм отличается медленно прогрессирующим течением. На начальной стадии он возникает только после нескольких часов напряженного и постоянного письма.

В дальнейшем писчий спазм прогрессирует, и симптомы проявляются практически сразу после начала работы ручкой.

Читайте также:  Синовиома: что это такое, механизм образования и признаки злокачественной опухоли, медикаментозное лечение и оперативное вмешательство, прогноз жизни

Неправильное перераспределение тонуса мышц руки вызывает характерные проявления заболевания:

  1. Боль в области пальцев, которая распространяется на всю руку.
  2. Дрожание и слабость фаланг пальцев, что затрудняет, искажает или делает невозможным выполнение акта письма.
  3. Мышечный спазм, который приводит к образованию контрактуры пальцев, постепенно захватывающей предплечье и плечо. Реже контрактура переходит на область шеи и лица.
  • Излечима ли на данный момент спиноцеребеллярная атаксия — ответ на этот и многие другие данные о расстройстве можно найти по ссылке.
  • В зависимости от превалирования тонуса мышц сгибателей или разгибателей наблюдается специфическое положение руки.
  • С учетом того, какой клинический симптом является ведущим, выделяют: судорожную, паретическую, неврологическую и дрожательную форму болезни.
  • Некоторые отличительные черты болезни при выполнении акта письма:

Жалобы беспокоят пациента только вовремя или при попытке совершения письменного акта. Как только эти действия прекращаются, все симптомы исчезают самостоятельно, особенно на ранних стадиях.

  1. Нарушение письма не мешает пациенту выполнять другие действия рукой (держать вилку, застегивать одежду и др.).
  2. Затруднения при написании предложения, особенно ярко выражены в конце строки.
  3. Зависимость проявления симптомов от скорости письма: ускорение написания слов быстрее вызывает проявление признаков писчего спазма.
  4. Применение пациентами компенсаторных механизмов письма: смена руки для письма, написание с ручкой, зажатой в кулак или захваченной любыми другими необычными способами.
  5. Письмо мелками на асфальте, в положении лежа или стоя зачастую не затруднено.

На ранних этапах развития болезни иногда возникают трудности в диагностике патологии.

Заболевание отличают от органических поражений ядер головного мозга, которые проявляются сходными симптомами (болезнь Паркинсона, торсионная дистония, атетоз и др.).

Подходы к терапии

  1. Приспособления для письма, для терапии писчего спазма
  2. На начальных стадиях хорошим эффектом обладает длительный отдых от привычного письма.
  3. Если диагностирован писчий спазм, лечение проводится в условиях стационара и в домашних условиях с использованием нескольких основных направлений:
  • терапия основного заболевания, которое могло спровоцировать болезнь (невриты, миозиты, остеохондроз и др.);
  • медикаментозная терапия для устранения мышечного спазма и психических нарушений: прием миорелаксантов, транквилизаторов, антидепрессантов и др.

Упражнения

Плавная выработка нового стереотипа акта письма под контролем специалиста:

  1. Выполнение медленного написания линий, зигзагов, черточек и других фигур с постепенно нарастающим темпом письма.
  2. Упражнения проводятся регулярно, после предварительного отдыха. Пробовать писать буквы и слова начинают только в конце курса гимнастики.

При отсутствии результата от гимнастических упражнений пациенту предлагают обучиться письму другой рукой. Хотя при выраженном процессе это может оказаться неэффективным и заболевание захватит обе руки.

Физиопроцедуры

Широкий спектр физиотерапевтических процедур: водолечение, дарсонваль, магнитотерапия, лечение аппаратным сном, рефлексотерапия, акупунктура, массаж и др.

А также работа с психотерапевтом для снятия синдрома тревожности, паники и других психогенных состояний.

Профилактические меры

Профилактические мероприятия сводятся к лечению заболеваний, которые способны вызвать развитие этой профессиональной патологии.

Кроме этого, имеет значение чередование режима работы и отдыха, выполнение гимнастики для пальцев рук, медленное письмо и смена рук при написании больших объемов текста.

Возможные проблемы и осложнения болезни

  • У некоторых пациентов, несмотря на проводимую терапию, акт письма становится значительно затруднен или полностью нарушен.
  • Смена руки для письма не всегда решает эту проблему, поскольку через какое-то время болезнь начинается на другой руке.
  • В связи с этим пациенты вынуждены менять профессию, осваивать компьютерный или машинный набор текста.

В редких случаях двигательные нарушения пальцев могут проявляться при выполнении других действий рукой (бритье, чистка зубов и др.).

Резюме

Основные клинические проявления болезни: боль, судороги, онемение верхней конечности и невозможность писать.

Терапия патологии проводится комплексно с подбором необходимой медикаментозной терапии и других способов лечения. Профилактика направлена на лечение способствующих заболеваний, стабилизации психоэмоционального состояния и устранении стереотипных механизмов письма с помощью гимнастики для рук.

  1. Прогноз болезни зависит от своевременного начала лечения и возможности предоставить рукам необходимый отдых.
  2. Профессиональная трудоспособность пациента становится резко ограниченной, а в некоторых случаях заболевание вынуждает подумать о смене профессии.
  3. Другие двигательные навыки руки обычно сохраняются и не доставляют проблем.

Координаторный невроз (F48.8) в профпатологии

09 декабря 2020.

Координаторный невроз — своеобразное профессиональное заболевание рук. В литературе это заболевание описывается под многими названиями: писчий спазм, профессиональная дискинезия рук.

Наиболее типичным симптомом профессиональной дискенезии рук является специфичность поражения, заключающаяся в нарушении только одной функции, лежащей в основе профессиональной деятельности: письма — у конторских работников, игры на музыкальном инструменте — у музыкантов, операторов компьютерной техники.

В основе развития дискинестезии лежит нарушение функционального состояния центральной нервной системы. Чаще координаторные неврозы развиваются в результате длительной монотонной работы на фоне эмоционального напряжения.

Развитию дискинезии также способствуют определённые преморбидные черты — неполноценность опрно-двигательного аппарата (недостаточное развитие мышц плечевого пояса, сколиоз грудного отдела позвоночника), личностные особенности, возрастные изменения и другие дополнительные факторы, отрицательно влияющие на функциональное состояние нервной системы (психические травмы, инфекции и др.).

В классификации Govers выделяются следующие клинические формы:

  • судорожная
  • паретическая
  • дрожательная
  • невральная.

Для судорожной формы характерно повышение тонуса в мелких мышцах кисти при выполнении строго дифференцированных профессиональных движений. При этом появляется чувство неловкости и тяжести в рабочей руке, изменяется почерк у лиц, работа которых связана с письмом.

При паретической форме во время работы наступает резкая слабость в мышцах кисти, при письме выпадает из рук карандаш или ручка.

Дрожательная форма координаторного невроза проявляется тремором в рабочей руке, который возникает только при выполнении профессиональных операций.

При невральной форме боль в мышцах рабочей руки возникает только во время работы. Локализуются боли в мышцах кисти, предплечья, реже плеча. . Мышцы при пальпации нормальной консистенции, без болезненных уплотнений.

При профессиональной дискинезии органических изменений в центральной нервной системе не наблюдается. Все другие двигательные акты при участии тех же самых мышечных групп выполняются свободно.

Особенностью профессиональной дискинезии является нарушение только одной функции, лежащей в основе профессиональной деятельности.

Этот характерный признак выступает особенно отчетливо в начальных стадиях заболевания.

Например, люди, испытывающее значительное затруднение при письме, продолжают с успехом играть на рояле, гитаре, шить.

По мере прогрессирования заболевания специфичность утрачивается, начинают страдать другие двигательные функции, особенно сложные, требующие высокой координации движений, причём нарушения часто имеют смешанный характер: судорожная форма может сочетаться с невральной, паретическая с дрожательной.

Течение профессиональной дискенезии хроническое, торпидное. Заболевание требует длительного лечения, с полным прекращением профессиональной деятельности на время лечения.

Патогенетическая терапия должна быть направлена на нормализацию функционального состояния нервной системы.

Наиболее благоприятный эффект при лечении профессиональной дискинезии отмечается при комплексном лечении: сочетание акупунктуры с электросном, аутогенной ренировкой, гидропроцедурами, лечебной гимнастикой и седативной терапией.

Кроме перечисленных видов терапии, больным назначают соляно-хвойные или жемчужные ванны, в зависимости от характера функциональных нарушений, седативные препараты и малые транквилизаторы. Лечебная гимнастика проводится всем больным, независимо от формы заболевания.

Клинический случай. Пациентка И. 48 лет- артистка симфонического оркестра группы скрипок 22 года- жаловалась на появление во время игры на скрипке насильственных неуправляемых движений правой рукой. Не отрицает волнение перед концертами.

Считает себя больной 3 года, когда впервые заметила «сопротивление движению смычка, неподчинение руки», подобный эпизод повторился спустя полгода, ухудшение отмечает спустя полтора года от начала первого эпизода. Подобные состояния стали случаться примерно 1 раз в месяц во время игры на скрипке, затем возникали при попытке настроить скрипку.

Пациентка И. Не могла участвовать в концертах и продолжать профессиональную деятельность . По данным санитарно-гигиенической характеристики условий труда показателя тяжести трудового процесса оценены как класс 3.2 (25980 стереотипных рабочих движений за смену).

При осмотре неврологической патологии не выявлено, мышцы кисти мягкие, движения в полном объеме, силовых парезов нет.

Читайте также:  Кровоостанавливающие травы при обильных месячных: что пить, народные средства

Выполнена ЭНМГ рук: выявлено легкое очаговое демиелинизирующее поражение сенсорных волокон срединных нервов на уровне карпальных каналов, легкое очаговое демиелинизирующее поражение локтевых нервов на уровне кубитальных каналов на фоне выраженного аксонального поражениня С6 корешка справа, умеренного- С6 корешка слева, С7-С8 — корешков с двух сторон (по данным F-волны). МРТ шейного отдела позвоночника: картина нерезко выраженных дегенеративно-дистрофических изменений в позвоночнике. Консультирована в РНПЦ неврологии и нейрохирургии: фокальная мышечная дистонияв форме спазма музыканта. Заболевание признано профессиональным. Пациентка И. Продолжает трудовую деятельность преподавателем музыки. Отмечает возникновение насильственных неуправляемых движений в правой руке при попытке играть на скрипке.

Врач-невролог ОПиА РЦП

Бабурко Е.В.

Литература: В.В. Косарев, С.А. Бабанов «Профессиональные болезни».

Эхолалия, заикание, спотыкание, писчий спазм, логорея

Феномены эхолалии — непроизвольное и однократное повторение пациентом фрагментов обращённой к нему устной речи (Wernicke, 1900). Обычно повторяются последние услышанные фразы, слова, причём вслух и с неизменными интонациями. Такую эхолалию называют истинной. Одновременно могут повторяться вопросы собеседника — эхология.

При альтернативной их постановке: «…да или нет» — пациент отвечает словом «нет»; если вопрос заканчивается выражением «нет или да», пациент отвечает словом «да». При сочетании эхолалии и речевой итерации повторения могут быть многократными.

Эхолалия бывает отставленной, когда повторение происходит не сразу, а спустя некоторое время, — фонографизм.

Последний симптом встречается только у детей, у взрослых пациентов не описан. А.

Pick (1902) описал митигированную (облегчённую) эхолалию, при которой пациенты повторяют, несколько видоизменив, только обращённые к ним вопросы.

Полагают, что митигированная эхолалия предшествует появлению истинной, в частности это происходит при болезни Пика. Эхолалия встречается иногда в структуре вербальных галлюцинаций.

Расстройства речи могут встречаться при многих психических расстройствах: от аутизма до шизофрении

При этом голоса повторяют сказанное пациентом либо озвучивают его мысли или сам пациент непроизвольно повторяет галлюцинаторную речь.

Эхолалия наблюдается при кататонии, атрофических процессах, синдроме Каннера, в рамках регрессивных синдромов у детей (физиологическая эхолалия и болезненная обычно разделены у детей известным промежутком времени, но иногда такого промежутка не бывает, если заболевание началось в возрасте двух лет и меньше).

Письменный вариант эхолалии представляет эхография в виде копирования текста, предложенного не для списывания, а в качестве образца. Эхография может проявляться также тем, что при выполнении письменного задания пациенты копируют устные высказывания присутствующих. Так, вместо ответа на просьбу написать своё имя пациент записывает текст просьбы.

Заикание — речь с частым повторением или удлинением её звуков, слогов, слов. Одновременно наблюдаются остановки и нерешительность речи с нарушением её плавного, ритмического течения. Условно относится к системным неврозам. Чаще начинается в детстве, в возрасте от 18 месяцев до 9 лет. Нередко возникает остро, после нервного потрясения.

Острые пики начала заикания обнаружены между 2–3 и 5–7 годами. В этом случае появлению заикания предшествует мутизм (от лат. mutus — немой). В других случаях развивается постепенно в неблагоприятной речевой среде (заикание у сверстников и взрослых, повышенные требования к речи, форсированное изучение иностранного языка и др.), чему может способствовать соответствующее предрасположение.

В начальном периоде заикания преобладают тонические судороги в вокальной, а иногда и в дыхательной мускулатуре, отчего пациенты «тянут» звуки. Позже присоединяются тонико-клонические судороги в артикуляционой мускулатуре, в речи добавляются повторения слогов, слов. В некоторых случаях заикание наступает только при ускорении темпа речи — биттаризм.

Речь делается толчкообразной, с остановками для дыхания, нарушается произношение отдельных слов.

При нарушениях речи советуем обратиться к психиатру

В развитии заикания выделены следующие фазы:

  • первая фаза протекает в дошкольном возрасте. Расстройство проявляется эпизодически, длится недели, месяцы, сменяясь длительными периодами нормальной речи. Более часто дети заикаются, если бывают взволнованы, огорчены, если им нужно сказать много и быстро или в ситуации речевого давления. После этого периода значительная часть детей выздоравливает;
  • вторая фаза относится к обучению в начальной школе. Периодов нормальной речи не бывает, либо они небольшие. Дети осознают своё заикание и воспринимают себя как заик. Заикание касается основных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);
  • третья фаза длится начиная с 8 лет и завершается в подростковом возрасте. Заикание при этом возникает и усиливается в определённых ситуациях (вызывают в школе для ответов к доске, в разговоре с незнакомыми людьми, по телефону, при совершении покупок, ожидании насмешек и т. п.). Некоторые слова страдают больше, чем другие;
  • четвёртая фаза продолжается с юности. Наблюдается логофобия — страх и преувеличение тяжести заикания, пациенты боятся слов, звуков, речевых ситуаций, обнаруживают сенситивные идеи отношения, подавленность. Пациенты нередко подменяют одни слова другими, избегают общения, предпочитают больше молчать, не желая обращать на себя внимания, делаются неуверенными в себе не только в отношении речи.

Большинство лёгких случаев заикания завершается выздоровлением либо значительным улучшением речи. В преодолении заикания важное значение имеют устранение логофобии, обучение навыкам нормальной речи, устранение психотравмирующих ситуаций.

От невротического отличают неврозоподобное и органическое заикание. Неврозоподобное заикание возникает на фоне органического повреждения мозга. При этом с самого начала преобладают тонико-клонические судороги в артикуляционной мускулатуре, наблюдаются также тикоидные гиперкинезы. Интенсивность заикания мало зависит от волнения и ситуаций.

Реакция на заикание не достигает степени выраженной логофобии. Выявляются органические черты психики. Органическое заикание обусловлено гиперкинезами в артикуляционной и дыхательной мускулатурах. Реакция личности на заикание может отсутствовать или представлена незначительно. Обычно наблюдается значительное психоорганическое снижение личности.

Спотыкание или речь взахлёб, нечёткость речи (полтерн) — расстройство беглости и темпа речи.

Речь неритмичная, состоит из быстрых, резких вспышек и остановок речи, не имеющих отношения к грамматической структуре предложения. Нарушена мелодика речи. Повторений слов, слогов не бывает.

Могут быть трудности в подборе слов и построении фраз. Расстройство связано с органической патологией мозга. Осознавание дефекта речи неполное.

Писчий спазм (графоспазм, судорога писчая) — нарушение навыков письма, аналогичное заиканию. Обусловлено тоническими судорогами мышц пальцев кисти с нарушением их синергизма. Одновременно могут быть судороги мышц предплечья, плеча и шеи, а также боли в руке.

Иногда, напротив, развивается парез мышц кисти, в других случаях преобладает болевой синдром. Указанные расстройства исчезают тотчас после прекращения письма и когда пациенты бросают перо. Другие мануальные навыки не нарушаются.

Возникает у многопищущих в неблагоприятных условиях: повышенные требования к письму со стороны, а также отрицательное отношение индивида к такой деятельности. Возникает обычно в зрелом возрасте, чаще у мужчин с тревожно-мнительным и истерическим характером.

Реже наблюдаются иные профессиональные дискинезии: у скрипачей, парикмахеров, представителей других ручных профессий. Полагают, что развитию профессиональных дискинезий способствуют перегруженность двигательного аппарата соответствующего навыка, эндогенное предрасположение, местная дисциркуляция крови, церебральный атеросклероз.

Логорея (от греч. rhoia — течение, истечение) или вербомания — неконтролируемое речевое возбуждение с ускорением устной речи, речевой поток. Способность слушать окружающих теряется или изначально отсутствует. Сборная группа нарушений речи.

Логорея может быть обусловлена насильственным говорением у пациентов с речедвигательным автоматизмом. Пациенты сообщают, что вынуждены говорить много и быстро из-за некоего влияния на них извне («гипноз», «психотропное оружие» и т. п.).

Много, быстро и обычно очень громко говорят маниакальные пациенты, при этом они как бы теряют способность думать про себя, страдает их внутренняя речь. Чрезмерная говорливость может наблюдаться у пожилых пациентов, они также теряют способность думать про себя.

Чрезвычайная болтливость встречается у некоторых психопатов. Письменная логорея представлена графоманией — пустым многописательством, обычно претенциозным, претендующим на признание.

К содержанию

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector